Теория решения изобретательских задач - 88 [Генрих Саулович Альтов] (fb2) читать постранично, страница - 13


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ТРИЗ, но думаю, что..." и далее следуют "мысли", суть которых сводится к тому, что надо пользоваться здравым смыслом, смекалкой, народными поговорками, пословицами, анекдотами... Что же касается ТРИЗ, то изучать ее не следует, считают "мыслители". Во-первых, говорят они, потому, что ТРИЗ слишком сложна. Следуя этой логике, не надо заниматься физикой, химией, математикой, биологией и т.д. (не надо даже учиться разговаривать: по утверждению иностранцев, русский язык очень сложен в изучении). Если бы человечество слушалось таких советов, оно бы до сих пор сидело на деревьях, придерживаясь хвостами за ветви.

Второй аргумент выглядит так: "А кто будет выполнять черновую, нетворческую работу? Зачем миру столько людей, занимающихся творчеством? Достаточно и тех, что талантливы от рождения".

Как многое в истории повторяется! Когда-то точно так же возражали против обучения грамоте: считалось, что быть грамотным удел избранных, сегодня у нас в стране всех учат читать и писать: разве это привело к катастрофе, к перепроизводству грамотных? ТРИЗ - азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным .

"Вы утверждаете, - говорят скептики, - что каждого можно научить изобретать? Но этого не может быть! А врожденные способности? А гении: ведь они - от рождения гении, разве не так?"

Эта позиция обусловлена простыми причинами:

а) С древнейших времен изменилось все, кроме технологии решения творческих задач. К методу проб и ошибок настолько привыкли, что само творчество стало отождествляться с решением задач путем перебора вариантов.

б) ТРИЗ отрицает монополию на творчество, якобы обеспечиваемую прирожденными способностями. А за такие монополии и привилегии (родовые, имущественные, расовые и т.п.) держатся крепко, отстаивая их всеми средствами, включая силу.

В бурях великих революций рухнули предрассудки о превосходстве родовитых людей, об особых способностях людей богатых, но устояло и, пожалуй, даже стало прочнее представление об исключительности людей, наделенных творческими способностями. Уже не говорят: он лучше, потому, что богаче. Теперь говорят иначе: он лучше, потому что у него творческие способности. Только это не причина неравенства, а следствие. Миф, обосновывающий неравенство ссылкой на способности, исключительно крепок, но и он неизбежно рухнет.

Люди имеют одинаковое право на счастье, а право это включает, прежде всего, возможность творчества, развитие - для творчества, - соответствующих способностей.

г. Баку апрель, 1988 г.