Город-храм Колхиды [Отар Давидович Лордкипанидзе] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]


Благодаря усердию и неутомимой энергии Е. Такайшвили удалось собрать некоторые случайные находки и спасти их для науки: и сейчас в Государственном музее Грузии хранятся доставленные им из Вани золотые розетки, бронзовое изображение орла, монеты, керамика и другие предметы.

Е. Такайшвили первым правильно определил хронологию археологических памятников Вани и предсказал их научное значение: «Этот небольшой холм мне напоминает знаменитую Митридатову гору в Керчи. Не сомневаюсь, при будущих раскопках этого замечательного городища античной эпохи будут сделаны выдающиеся открытия».

В начале XX в. систематические археологические работы в Вани прекратились, но были отдельные находки различных предметов, и о них создавались легенды, порой весьма правдоподобные. Местные жители рассказывают, что лет шестьдесят назад один из Ахвледианов нанял для земледельческих работ сванов, которые поработали два месяца, но в один прекрасный день исчезли бесследно, даже не потребовав заработка… Только спустя некоторое время хозяину стала известна причина столь. таинственного исчезновения землекопов — они нашли в его имении древнее погребение с множеством золотых предметов.

С конца 20-х годов античные золотые предметы из Вани начали поступать в Государственный музей Грузии. Тогда же была доставлена в музей великолепная золотая бляха с чеканным изображением юноши, сражающегося с тигром (по мнению некоторых исследователей, это Геракл).

В 1936 г. в Вани побывала разведочная экспедиция, возглавляемая акад. Н. Бердзенишвили, в состав которой входили молодые археологи Л. Мусхелишвили и Н. Хоштариа. При разведочных работах, продолжавшихся и в последующие годы, были собраны весьма разнообразные археологические материалы (обломки черепиц, амфор, черно- и краснолаковой керамики), которые сделали очевидной необходимость проведения широких археологических работ. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, и начало планомерных археологических исследований было отложено еще на несколько лет.



Схематический план Ванского городища

1. Архитектурный комплекс городских ворот. 2. Погребение IV в. до н. э. 3. Круглый храм. 4. Общественное здание III–II вв. до н. э. 5. Погребение знатного колхидского воина. 6. Здание с абсидой. «Священный амбар». 8. Погребение знатной колхидянки. 9. Стена III–II вв. до н. э. 10. Храмовокультовый комплекс III–I вв. до н. э. 11. Храмово-культовый комплекс, где была обнаружена бронзовая статуэтка Нике. 12. Здание с контрфорсами I в. до н. э. 13. Культовое здание II в. до н. э. 14. Оборонительные стены II–I вв. до н. э. 15. Деревянное святилище V в. до н. э. 16. Церемониальный алтарь III в. до ט. э. 17. Культовое здание I в. до н. э.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Первая археологическая экспедиция Института истории Академии наук Грузии отправилась в Вани 12 сентября 1947 г. Возглавила ее Нино Виссарионовна Хоштариа, первая грузинская женщина-археолог.

Экспедиция начала раскопки на самой вершине холма Ахвледианов, и ее работы сразу же ознаменовались весьма интересными открытиями: ряд сооружений III–I вв. до н. э. и несколько погребений, среди которых одно оказалось довольно загадочным. В высеченной в скальном грунте небольшой яме был «погребен» железный человечек — статуэтка мужчины, высотой 32 см (III в. до н. э.) В ушах его красовались золотые серьги, а на шее — золотая гривна. И поныне гордо стоит этот человечек на археологической выставке Государственного музея Грузии и волнует умы и воображение не только многочисленных посетителей, но и специалистов: кто он? божество или символическое изображение погибшего на далекой чужбине человека и поэтому похороненное со всеми человеческими почестями? «Погребение» имело черепичное перекрытие (и таким образом имитировало земное жилище), а статуэтка была накрыта погребальным льняным саваном, от которого сохранились некогда украшавшие его золотые бляшки и розетки.



Железная статуэтка мужчины (III в. до н. э.)


В следующем году было открыто еще одно погребение — на этот раз детское. Могильное сооружение было сложено из прямоугольных каменных плит и предназначено для отпрыска знатного рода, о чем свидетельствовали довольно многочисленные золотые украшения: роскошный головной убор, составленный из розеток; увенчанные скульптурными львиными головками гривна и браслеты; украшенные крупным жемчугом серьги; серебряная чаша — килик греческий (аттической работы), IV в. до н. э.

Таким образом, уже первые годы работ сулили интересные перспективы и тогда экспедиция под руководством Н. Хоштариа приступила к разведочным работам в соседних с Вани деревнях.

В результате этих работ стало очевидным, что Вани и его окрестности заселены с эпохи