Аналитическая метафизика. Тематический обзор [Евгений Александрович Кононов] (pdf) читать постранично, страница - 4

Книга 559371 устарела и заменена на исправленную

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики.
Калининград, РГУ им. Канта, 2009.
13. Целищев В. В. Философские проблемы семантики возможных
миров. М., УРСС, 2010.
11

Кононов Е. А. Аналитическая метафизика. Тематический обзор
14. Чалмерс Д. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М., УРСС, 2013.
15. Чирва Д. В. Метафизика имеет значение. Анималистическая
и конституционалистская концепции личности // Мысль.
2015. Т. 18. C. 84—93.
16. https://www.youtube.com/c/luckystrikephilosophy LS Philosophy.
17. https://vk.com/analyticphilosophy Аналитическая философия.
18. https://vk.com/philoscafe Философское кафе.
19. http://datepalmcompote.blogspot.com/ Финиковый Компот.
20. https://www.hardproblem.ru/ Московский центр исследования
сознания.
21. https://www.youtube.com/c/InsolaranceCult Insolarance Cult.
22. https://philosophy.ru/ Стэнфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей.

12

Глава 1. Создатели истинности

Глава 1 Создатели
истинности

Создание истинности (truthmaking) стало одной из ведущих
тем в аналитической метафизике конца 20 – начала 21 века. Это понятие нашло широкое применение при обсуждении самых разных метафизических проблем – времени, модальности, физикализма и многих других. В данной главе мы подробно рассмотрим понятие создателей истинности (truthmakers) и различные точки зрения на него. Но
прежде следует сказать несколько слов об истине вообще и о носителях истинности в частности.
Начать можно с простого и очевидного положения: в течение
своей жизни мы говорим и пишем множество вещей, которые можно
оценить с точки зрения их истинности (truth-evaluable). «Москва –
столица России», «два плюс два равно четыре», «солнце вращается
вокруг земли» и так далее. Все эти утверждения являются истинными
или ложными. Но что же такое истина сама по себе? На протяжении
практически всей истории философии философы пытались ответить
на этот вопрос. Мы не будем рассматривать все ответы, дававшиеся
разными философами, так как это выходит за рамки нашей темы.
13

Кононов Е. А. Аналитическая метафизика. Тематический обзор
Скажем лишь, что одной из наиболее популярных оказалась корреспондентная теория истины. Еще Аристотель в своей Метафизике писал «Это становится ясным, если мы прежде всего определим, что такое истинное и ложное. А именно: говорить о сущем, что его нет, или
о не-сущем, что оно есть, – значит говорить ложное; а говорить, что
сущее есть и не-сущее не есть, – значит говорить истинное» 10. Эту
цитату Аристотеля можно понять так, что высказывание или предложение истинно тогда, когда мир таков каким предложение его представляет. Например, предложение «Снег бел» будет истинным если и
только если снег действительно, на самом деле бел. Отсюда и название теории – корреспондентная: между истинным предложением и
миром существует некое соответствие, совпадение (correspondence).
Однако философы расходятся в понимании того, в чем именно это
соответствие состоит. Но все согласны с тем, что одна из сторон в
этом совпадении – предложение и его содержание (то, о чем оно говорит), а вторая – сам мир. Именно эту вторую сторону представляют
создатели истинности, о которых мы и будем говорить, но сейчас мы
кратко охарактеризуем первую сторону, так как с ней должны соотноситься создатели истинности.
Большое число философов предпочитают соотносить с реальностью, миром не сами предложения, а пропозиции (propositions).
Пропозиции представляют собой значения утвердительных, ассерторических предложений, а также объекты так называемых пропозициональных установок (мнения, желания и так далее). Сторонники существования пропозиций полагают, что токен утвердительного предложения (например, «Москва – столица России») выражает пропозицию что Москва – столица России. Эта пропозиция представляет, репрезентирует мир определенным образом и является главным, первичным носителем истинности (предложение истинно/ложно лишь в
производном смысле, как выражающее пропозицию). Ели мир действительно таков, как представляет его пропозиция (если Москва действительно столица России), то она будет истинной и истинным будет
соответствующий токен предложения. Наше мнения также будут истинными или ложными, в зависимости от пропозиций, с которыми
они соотносятся.
По общему мнению, две основные характеристики пропозиций – это их репрезентативности и неязыковой характер. Неязыковой
характер необходим чтобы избежать проблем, которые возникают,
10

Аристотель Сочинения в четырех томах т. 1. М., Мысль 1976 С. 141

14

Глава 1. Создатели истинности
если сделать языковые предложения первичными носителями истинности. Во-первых, предложения на разных языках могут иметь одно
и то же значение: «Трава зеленая» на русском и «Grass is green» на
английском означают то же самое. Без введения пропозиций трудно
объяснить этот факт. Сторонник же пропозиций может сказать, что
несколько предложений значат то же самое, если они выражают одну
и ту же пропозицию. Во-вторых, люди, говорящие на разных языках,
могут иметь мысли с одним и