Шива-пурана (Предания о Шиве) [Вьяса] (fb2) читать постранично, страница - 182


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

href=#r217>обратно)

218

Манибхадра: брат Куберы и предводитель якш. Божество-охранитель путешественников и торговцев.

(обратно)

219

Пушана описывают как беззубого. Называются разные причины, по которым он лишился зубов. Согласно настоящему тексту, его лишил зубов Чанда, последователь Вирабхадры.

(обратно)

220

Царь воплощает в себе сущность восьми локапал и как таковой является божественным существом. Ср. «Ману-смрити», гл. 7. Он уполномочен поддерживать систему четырех варн и ашрамов, но ни один из священных текстов — шрути и смрити — не дает ему права управлять варной брахманов.

(обратно)

221

Букв. «победитель смерти». Господа Шиву называют «победитель смерти». Мантра для умилостивления Бога в этом аспекте, чтобы победить смерть, также называется «победитель смерти». Эта мантра звучит так: «ТрйамбакаМ йаджАмахе сугандхим пуШТивардханам/урвАрукамива бандханАн мр. итйормукШИйа мАмр. итАт».

(обратно)

222

Брахмастра: оружие невероятной разрушительной силы, вызывающее неминуемую гибель. Свое название получило оттого, что находится под покровительством Брахмы.

(обратно)

223

Эта легенда имеет целью подчеркнуть превосходство брахмана над другими сословиями.

(обратно)

224

Стханешвара, или Стханвишвара упоминается Банабхаттой в третьей уччхвасе «Харша-чариты», написанной в первой половине седьмого века. Самое раннее упоминание этого места иностранцем можно найти в записках китайского паломника Сюань Цзана, который был современником царя Харшавардханы. Этот город отождествляют с современным городом Тханесар в округе Карнал, штат Харьяна. Его название происходит от древнего храма, посвященного Господу Шиве.

(обратно)

225

В печатных изданиях текст этого стиха искажен. Мы переводим его, исправив текст следующим образом:

теджИйаси на сА бхАти кр. итАгаси бубхУШатА

танна кшемАйа бахудхА бубхУША хи кр. итАгасАм

(обратно)

226

Нанда, Алакананда и Бхагиратхи суть три знаменитых рукава Ганги в ее верхнем течении в области Паури-Гархвал.

(обратно)

227

Вашаткара: восклицание «вашат» или «ваушат», которое произносит жрец-хотри в завершение жертвенного стиха, и услышав который, жрец-адхварью кладет жертвенное подношение божеству в огонь.

(обратно)

228

Хантакара и свадхакара — это особые формулы благословения. В настоящем контексте эти три — вашаткара, хантакара и свадхакара — персонифицируются и описываются как тождественные Шиве.

(обратно)

229

Шива олицетворяет Собой пять первоэлементов: землю, воду, огонь, воздух и эфир.

(обратно)

230

Тримурти является эманацией Трансцендентной Реальности, именуемой «Брахман». Троичное строение мироздания есть в своей основе единое целое. Трое — Брахма, Вишну и Рудра — существуют в одном, и одно — в трех, и они включаются в того Единого Сущего, Который является всевышним, святым и Душой всего.

(обратно)

231

Ардханаришвара, полумужской-полуженский образ Шивы. Этот образ, наиболее популярный в древней скульптуре, символизирует единство и гармонию Духа и его энергии.

(обратно)