Гарольд, последний король англосаксов [Йен В. Уолкер] (fb2) читать постранично, страница - 155


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Мальмсбери. Однако монахи, очевидно, предпочитали оставаться предоставленными сами себе, а настоятель не хотел появления конкурента (прим. пер.).

(обратно)

29

Имеется в виду период 1536—1544 годов, в течение которого по указу короля Генриха VIII были последовательно закрыты все английские монастыри; их земельные владения и собственность конфисковывались и передавались новым владельцам. Исполнение указа нередко сопровождалось пожарами и грабежами, а новые хозяева далеко не всегда понимали ценность вещей — в первую очередь книг, — оказавшихся в их руках, что привело к гибели множества ценнейших, в том числе англосаксонских рукописей, хранившихся в монастырских библиотеках (прим. пер.).

(обратно)

30

То есть «Большеголового» (прим. пер.).

(обратно)

31

Видимо, автор имеет в виду, что если бы мерсийское ополчение, традиционно оборонявшее границу с Уэльсом, собралось как положено, то не понадобилось бы созывать фюрд в других областях. Этот довод не кажется очень убедительным (прим. пер.).

(обратно)

32

Неточность автора. На самом деле в «Новой истории Англии» Эадмера, как и во многих других позднейших источниках, сказано, что Вильгельм предлагал выдать сестру Гарольда замуж за одного из своих баронов (прим. пер.).

(обратно)

33

Здесь автор допускает ошибку, возможно, связанную с тем, что в его распоряжении еще не было нового академического издания житий Эадмера, увидевшего свет в 2006 году. В прологе к Житию святого Дунстана Эадмер пишет, что он получил сведения от Этельреда, который «долго был вице-приором и кантором Собора Христа в Кентербери... а затем был поставлен в собор Вустера». До этого, он «в течение долго времени был приближенным Этельрика, епископа Чичестера, и узнал от него многое о блаженном Дунстане, который жил почти в одно время с ним. Этельрик утверждал, что он получил сведения от непосредственных участников тех событий» (Eadmer of Canterbury: Lives and Miracles of Saints Oda, Dunstan, and Oswald / Ed. by B. J. Muir, A. J. Turnre. Oxford. 2006. P. 47). Эадмер противоречит сам себе, поскольку епископ, который жил «почти в одно время» с Дунстаном (ум. 988), никак не мог быть епископом Чичестера, поскольку до 1075 года резиденция суссекского епископа располагалась в Селси. Если даже отбросить все неувязки в хронологии, становится понятно, что Эадмер не общался лично с Этельриком и не мог получить лично от него никаких дополнительных сведений о Гарольде (прим. пер.).

(обратно)

34

См. предыдущую сноску.

(обратно)

35

В латинском тексте «Жизнеописания» использован не совсем обычный эпитет nubigena, букв, «рожденная тучей» или «упавшая с неба». В тексте I века н. э. так именуется Фрике, сын беотийского царя и титаниды облаков Нефеды. Интересно, что подобный же эпитет используется в связи с Англией в житии св. Августина Кентерберийского, написанного Госцелином в конце XI века.

(обратно)

36

Отец Эардвульфа Ухтред был элдорменом Нортумбрии при короле Этельреде; он, по всей видимости, принадлежал к древнему роду потомков Эардвульфа, элдормена Бамборо, правившего в землях севернее Тиса после того, как в Йорке возникло викингское королевство. Представители этого рода сохраняли свое главенство в этих землях в течение X и первой половины XI веков; некоторые из них становились (как, например, Ухтред) элдорменами Нортумбрии (прим, пер.).

(обратно)

37

Существуют разные версии генеалогии Госпатрика. Согласно наиболее распространенному мнению, его отец Малдред был внуком короля Малькольма II (соответственно, дядей Малькольма III Канмора). Матерью Госпатрика была Эалдгют, дочь Эльфгиву, дочери короля Этельреда, и Ухтреда, элдормена Нортумбрии (его сыном от другого брака были Эардвульф, убитый эрлом Сивардом в 1041 году, и Госпатрик из Аллердейла, убитый в 1065 году по повелению королевы Эдит) (прим. пер.).

(обратно)

38

См. генеалогии Ухтреда и Госпатрика (прим. пер ).

(обратно)

39

Мера земельной площади, использовавшая при определении размера подати в Дэнло вместо гайды.

(обратно)

40

Симеон Даремский рассказывает о том, что каноники Даремского собора в течение зимы 1064/65 года активно пополняли свое собрание священных реликвий, разыскивая и перевозя в Даремский собор останки известных северных церковных деятелей. Инициатором этого начинания был Элфред, сын Весту. Весной 1065 года в Даремский собор были с большой помпой перенесены останки св. Освине, короля Дейры, убитого королем Берниции Освиу в