Гомер [Алексей Федорович Лосев] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

эстетика это по сути дела та же философия, только занимающаяся выразительной формой сущностных основ бытия. Гак Лосев стал работать над грандиозной историей античной эстетики[1]. В этой истории важное место занял Гомер и его эстетическая терминология, его стиль. Лосеву в свое время повезло — он окончил в 1915 г. Московский Императорский Университет по двум отделениям — философскому и историко-филологическому, так что философия и филология были основой его исследований, в том числе эстетических, которыми он занимался еще в 20-е годы в Государственной Академии Художественных Наук. Единство философии и филологии отчетливо сказалось в знаменитом восьмикнижии Лосева 1927–1930 годов и в его дальнейшей научной деятельности. Филология и эстетика всю жизнь спасали ученого, отвергнутого (а это ли не счастье!) советской официальной философией[2].

Однако трудам Лосева невозможно было пробиться в печать после 1930 и до 1953 г.

Алексей Федорович боролся за каждую свою рукопись, их заставляли переделывать, безбожно сокращали[3], посылали на заведомо злобные рецензии. Рецензенты давали самые убийственные отзывы (даже еще в начале 50-х годов). Их в архиве Лосева сохранилось достаточно, и они должны быть опубликованы как свидетельства страха перед трудами идеалиста и бывшего (а может и теперь скрытого?) врага советской власти. В ссылки на классиков марксизма (без них не печаталась ни одна книга) у Лосева никто не верил, т. к. Лосев употреблял их не механически, а пытался разумно понять, что тоже не полагалось.

Хуже другое. Рецензенты писали отрицательные отзывы или отказывались наотрез рецензировать рукописи, но давали читать эти рукописи своим очень заинтересованным друзьям, которые не оставляли их без внимания. Намек на эти факты есть в предисловии Алексея Федоровича, где он деликатно пишет, что «многие проблемы гомероведения изучались и разрешались нами гораздо раньше, чем это делали авторы, которым уже удалось напечатать свои труды по Гомеру». Книга Лосева «Гомер» вышла первым изданием в 1960 г. Ей открыла путь его же «Античная мифология в ее историческом развитии» (1957 г. — то же изд-во «Учпедгиз») и она же как более актуальная задержала «Гомера». А тем временем, в 1957 г., в г. Архангельске вышла книга «Илиада». Разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы». Ее автор, Н. Сахарный, не был специалистом в классической филологии, имеющей дело с греко-римской античностью. Однако он имел в руках и с должным интересом читал рукопись Лосева в самом конце 30-х годов и сделал из этого свои выводы[4].

В заключение несколько слов о лекциях и семинарах по Гомеру. А. Ф. Лосев читал ряд лет большой годовой спецкурс по Гомеру на классическом отделении Московского Государственного Педагогического Института им. Ленина. После изгнания из МГУ им. Ломоносова (1942–1944 гг.) за идеализм А. Ф. с 1944 г. до своей кончины в 1988 был профессором этого института. Я в то время с 1944 по 1947 гг. была там же аспиранткой. С 1944 г. мне пришлось заниматься у А. Ф. древнегреческими авторами и особенно Гомером, по которому в 1949 г. я защитила кандидатскую диссертацию. Могу сказать, что все мы, студенты и аспиранты, с огромным воодушевлением и даже восторгом слушали этот трудный, но в изложении Лосева абсолютно ясный курс. Помню, что аудитория все время расширялась и мы разыскивали все большие и большие помещения, что вызывало недовольство у зав. отделением проф. Η. Ф. Дератани и парторга доц. Н. А. Тимофеевой, враждебно относившихся к Лосеву. Но мы, молодежь, не унывали, старались работать достойно и как могли защищали своего учителя. Из среды слушателей курсов Лосева, мифологических и гомеровских, вышли в дальнейшем мои друзья, известные ученые, П. А. Руднев, О. С. Широков, Л. А. Гиндин, Ю. М. Каган, всегда сохранявшие благодарную память о своих первых шагах в науке вблизи профессора А. Ф. Лосева.

А. А. Тахо-Годи

ОТ АВТОРА

Настоящая книга предполагает кроме специалистов также и такого читателя, который очень мало что знает о Гомере. Поэтому начинается она с самых элементарных сведений, включая обзор сюжета гомеровских поэм и необходимых пособий исключительно на русском языке. Однако советский читатель не любит задерживаться на элементах. И студент, едва начавший слушать курс античной литературы, уже ставит такие вопросы, на которые преподавателю иной раз не так легко ответить. Поэтому изложение науки о Гомере быстро переходит от элементов к более трудным проблемам, к иностранной литературе и к попыткам научного исследования этой области.

Правда, здесь имеются некоторые трудности, которые невозможно обойти. По Гомеру существует огромная литература, насчитывающая сотни и тысячи разного рода книг, статей, заметок, словарей, популярных изложений и всякого рода