Властители душ [Вальтер Грундманн] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

сообщения о явлении. Не воскрешение, которое, согласно Марку, было уже и до Иисуса (3,3; 2,24–27), а его вознесение (12,35–37; 14,82) является событием спасения для всех, кого он призвал на путь следования за ним (1,16–20; 2,13–77; 3,13–15; 8,34-6,1; 10,21.52). Евангелие от Марка претендует на то, чтобы быть не биографией Иисуса, а эсхатологическим посланием от Бога к человечеству о его спасении. Евангелие от Марка возникло около 70 г. н. э. в Риме на основе раннецерковного предания, но имеет существенную связь с Галилеей как местом деяний Иисуса (1,9-14; 14,28; 16,7).

Евангелисты Матфей и Лука включили его в свои сочинения, которые они не называли евангелиями; Матфей говорил о книге (1,1), как и Иоанн (20,30), а Лука — о повествовании (Лука, 1,1). Вместе с Марком они оба использовали притчи источника Q и другие аналогичные предания. Независимо друг от друга они подробно рассказали пасхальную историю и легендарные истории о рождении и раннем детстве Иисуса, причем у Луки они связаны с детством Иоанна Крестителя. Так появились два великих евангелия.

Матфей именовал себя книжником, ставшим апостолом за Царство небесное (13,52), видел в Иисусе проповедника «евангелия Царствия» (4,23; 9,35; 24,14) и сближал его с Крестителем (3,2; 4,17; 11,12–15). Свою собственную задачу он уподоблял задаче хозяина по отношению к доверенному ему добру, который выносит из своей сокровищницы старое — закон, пророчества, а также предание об Иисусе, — и новое — его исполнение Иисусом Христом и новое изложение евангелистами; Матфей написал свое евангелие во исполнение поручения завоевать народы для апостолов с помощью крещения и поучения их, в чем апостолов наставлял Иисус (13,52; 28,19). Это было записано в его евангелии. Для Матфея Иисус был учителем и помощником людей.

С этой точки зрения он разбил свою книгу (1,1) на пять разделов по числу речей и периодов деятельности Иисуса:1. а) рассказ о начальном периоде (3,1–4,25); б) Нагорная проповедь (5–7). 2. а) Иисус-чудотворец, воззвание к последователям, обращение к презираемым (8,1–9,35); б) наставление и напутствие (9,36–11,1). 3. а) обращение к Иоанну Крестителю, призыв к спокойствию, вопрос о субботе и спор с противниками (11,2– 12,50); б) речь с притчами (13,1-52). 4. а) первое упоминание о церкви в учении и насыщение, не-, смотря на отрицание и враждебность; миссия Петра (13,53–17,23); б) речь о порядке общины свободных сынов Господних (17,24–19,1). 5. а) деяния в Иудее и Иерусалиме (19,1-22,46); б) речь против фарисеев и книжников и откровение об апокалиптическом конце (23,1-26,1). Эти пять разделов обрамлены историей детства (1,1–2,23) и историей страстей и Пасхи (26,1-28,20).

Рассказывается: Иисус, родословная которого в Израиле прослежена от Авраама до Давида и появление которого предсказано пророками, является на свет через Марию, с помощью святого Духа, как Сын Божий и через Иосифа принят в род Давида (сын Давидов). Он «Царь Иудейский» (2,2), полный величия, скрытого за беспомощностью — преследуемое дитя. Это величие, скрытое за бессилием, определяет также части, которые Матфей добавляет к заимствованной у Марка истории страстей, и отличия от Марка. Они приводят к (28,18): «… дана Мне всякая власть на небе и на земле». Он Еммануил — Бог с нами (1,23), впитывается каждое его слово (20,206 и 18,20).

Евангелие пронизано доказательствами. Иисус хочет добиться своими деяниями веры как доверия именно ему; Матфей перерабатывает рассказы о чудесах в диалоги, которые делают их прозрачными для Господа и его общины: он принимает направленную к нему веру; опасен маловер, боящийся власти (6,30; 8,26; 14,31; 16,8; 17,20). В своем учении Иисус возвещает веру в Бога, он правильно излагает закон, сосредоточивая его на праведности, которая заключается в любви (5,20; 7,12; 22,40). О ней спрашивают на суде (25,31–46). Однако тому, кто ей не следует, не помогут и все великие дела во славу Иисуса (7,21–27).

Матфей писал для церкви, в которой остыла любовь (24,12), и ей особо он возвещал о Божьем суде над немилосердными (18,21–35). Эта церковь испытывала давление иудейского синода в Ямнии, который отлучал христиан от синагоги. Представление его об этой церкви было обусловлено ее исторической ситуацией. Матфей знает миссию, ограниченную погибшими овцами Израиля; она окончена; задачей церкви стала миссия к народам (10,5; 15,24; 21,34; 28,19).

Матфею известна роль общины в жизненном устройстве Израиля (23,2–4); теперь она вольна учиться у самого Иисуса, быть милостивой и от всего сердца преданной Богу (11,29; 21,5; 23,6-12); ибо Бог желает милосердия, а не жертв (9,13; 12,7). Это жизненная установка Иисуса, его бремя и его груз (11,28–30). Апостолы Иисуса, обращаясь к нему, называют его «Господь». Матфею известно ожидание второго пришествия Иисуса, и он особое внимание уделяет пребыванию Иисуса с апостолами (24,42–25,13; 28,20). В отличие от синагоги его община — это не управляемая авторитетными книжниками группа, а братство апостолов под защитой Иисуса, которые являются свободными сыновьями своего отца — мой отец, ваш отец (17,24–27; 23,8-11).

Очевидно, евангелие было написано в общинах сирийско-галилейского региона, где