У околицы давних лет [Петр Васильевич Еремеев] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

судим о книге, следует учесть, что писалась она не год, а может статься, всю жизнь». Эта мудрая мысль Вальтера Скотта очень подходит к пониманию творческой личности Еремеева как писателя-краеведа. Каждая книга давалась Петру Васильевичу огромным. ежедневным, кропотливым трудом. Как он говорил, «повит и повязан терпением с детства». Большая часть вышеперечисленных арзамасских изданий — по жанру документазьно-художественная проза, воскрешающая для читателей культурную историю Арзамаса. Это не трудно заметить даже по самим заглавиям книг. Но за ними стоят сотни журнально-газетных предшествующих публикаций в Арзамасе и Н. Новгороде. Скрупулезен, придирчив, подробен, Еремеев-краевед любил всевозможные ссылки и уточнения. С редкой целеустремленностью и волей, по крупицам, в архивах, музеях, книгохранилищах, в старых журналах и летописях он собирал сведения о материальной и духовной истории Арзамаса еще с 1960-х годов. Тогда даже трудно было представить, что через сорок лет над Арзамасом вновь засияют золотые купола величественных храмов и с каждым годом XXI века их число будет увеличиваться. И в сегодняшнее возрождение Арзамаса, как православного культурного центра, большой вклад сделан именно Еремеевым. Нижегородский поэт Ю. Андрианов не случайно назвал писателя «хранителем Арзамасской старины». В июле 2002 г. сам Петр Васильевич подсчитал, что им написано 118 очерков, статей, корреспонденций (исторических, биографических, бытовых). Только об одной школе Ступина — 17 (Сейчас можно сказать, что больше 20, т. к. в связи с празднованием 200-летия Арзамасской школы живописи осенью 2002 г. Еремеев поместил в «Арзамасских новостях» и «Арзамасской правде» несколько очерков о таких неизвестных читателям учениках академика Ступина, как Н. А. Кошелев. Е. Ф. Крендовский).

Одним из первых Еремеев стал обсуждать — во имя сохранения целительной национально-патриотической памяти — неповторимый облик кружевного, «деревянного Арзамаса». Мне вспоминается, с каким интересом культурная общественность города обсуждала публикации Еремеева об историческом «ядре» города — Соборной площади. Писателя-краеведа всегда ждали и в студенческих аудиториях, и в школьных классах. С публикацией «Арзамасской музы», где самобытно и образно воссозданная биография академика Ступина и его первая в России провинциальная школа живописи, стал «живым» и памятник А. В. Ступину, мимо которого десятилетиями — что греха таить! — многие арзамассцы проходили равнодушно. Очень важно, что книга «Арзамасская муза» — это и духовно-архитектурная «биография» самого города. В ней. можно сказать, автор «дышит» историческим воздухом Арзамаса первой половины XIX века. Вместе со своим героем Александром Ступиным — с детства до ухода из жизни академика — согревается теплом деревянных узоров приветливых городских домов и улиц, вдохновляется бело-храмовым сказочным обликом Арзамаса. Силой своего воображения Еремеев заставляет и читателя увидеть родные места влюбленными глазами А. В. Ступина, когда тот, например. возвращается в Арзамас после учебы в Петербургской Академии художеств: «Арзамас открылся в теплой дымке верст за шесть причудливым перепадом бесконечных куполов церквей и остроконечных колоколен, и Александр, радостно перекрестившись на родные храмы, уже торопил ямщика».

Особая заслуга Еремеева как историка-исследователя — в возрождении «пушкинского» Арзамаса. Ведь в решении давнишнего вопроса «Был или не был Пушкин в Арзамасе?» именно наш краевед ответил: «Был!». И своей книгой «Пушкины и Арзамас» практически убрал белое пятно в большом, научном пушкиноведении.

Книга очерков Еремеева «Арзамас-городок» стала гимном, «похвалой родному городу». Этот 600-страничный труд — своеобразная вершина духовно-краеведческого подвижничества писателя-просветителя. Как известно, особую арзамасскую веточку на историческом древе России в начале XX века «привил» Н. М. Щегольков своими «Историческими сведениями о городе Арзамасе» (1911). Еремеев. «краевед-садовник», стал прямым продолжателем его дела, только в несколько ином, образно-художественном варианте. «Арзамас-городок» — и историческое полотно: многоплановое, многособытийное и многоперсонажное повествование на тему «откуда есть пошла земля арзамасская» (в формулировке историка), и «как было-живало до нас докричало» (образное определение Еремеева). Писатель прислушивается к голосу прошлого из глубин этнографических времен Среднего Поволжья XII века, которое занимали славяне и их соседи. Исторический фундамент Арзамаса исподволь выстраивается вместе с созданием Московского государства, да и вообще судьбы «всея Руси», и, значит, соотносится как, чем и когда отзывалось на Нижегородчине эхо древнерусских княжеских распрей и походов Ивана Грозного, крестьянских бунтов и смут, гражданских и мировых военных катастроф. Постепенно временные круги вокруг Арзамаса сужаются началом XX века — Октябрьской революцией.