Воздаяние [Катерина Тумас] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

грешников, а областью значений – множество грехов.

– И как связано воздаяние и грешник тогда? – выкрикнули из зала.

– Что вы имеете в виду? – поинтересовался профессор.

– Ну, получается странно, – сказал парень, поднявшийся с одного из последних рядов. – Выходит, что темпоральным отношением вы связываете совершение какого-то греха с каким-то воздаянием. Например, некий господин А убил господина Б, а господину В после этого воздалось за грех Г, причём грех господина А никак не связан с грехом Г, но между ними было отношение «воздаться». По каким критериям выбирается элемент из области определения и из области значения отношения «воздаться»? Как грешник будет связан с воздаянием за его грех?

– Не грешник, а сам грех. Мы просто свяжем каждый грех с его воздаянием отношением «кара».

«Своевременно он нам сообщил про эту связь, – подумала Кими. – И всё равно спорно. Только если однозначно определять через дополнительные параметры связь греха и воздаяния… Что они должны быть ещё связаны «карой». Дополнительные вычисления. Проще всё привести к не бинарному графу и «воздаться» сделать тернарным».

– Но не будем уходить от основной нити разговора, – заявил профессор, обтряхивая покрытый мелом рукав. – Никто из вас не заметил странности в отношении «воздаться»?

В ответ на его вопрос некоторые студенты охотно, но тихо отозвались фразами на подобие:

– А то как же!

– Они все странные…

Оратор подколку проигнорировал:

– Как я уже говорил, отношение «воздаться» может быть направлено в любую сторону: от «совершить» к «привести в исполнение» и наоборот. То есть первым может не только совершаться грех, но и настичь кара.

Слушатели снова загалдели и принялись обсуждать услышанное между собой, в то время, как профессор, довольный произведённым маленьким фурором, улыбался сам себе. Спустя полминуты он снова заговорил:

– Таким образом, мы вплотную придвигаемся к новому понятию: предвоздаяние. Оно спорно и противоречиво. Разные люди относятся к нему по-разному. Но религия считает его правомерным и даже зачастую необходимым.

Подойдя к доске профессор нарисовал линию со стрелкой на конце, а на линии жирную точку.

– Обозначим жизненный путь человека вот такой линией, – объяснил он. – Точкой в данном случае будем обозначать грех. А штрихами – воздаяние за него. Первый случай: когда происходит поствоздаяние. Нарисуем его.

Свои слова он проиллюстрировал, изобразив несколько тонких, наклонённых вправо штрихов правее точки.

– Предвоздаяние практически такое же, как и поствоздаяние. Только находится оно во времени до греха.

Наклонёнными влево штрихами профессор изобразил предвоздаяние с другой стороны от точки.

– Будем считать, – сказал он, положив мел, – что за один грех возможно только одно воздаяние: либо пост, либо пред. Это видно из нашего предыдущего рисунка, где отношение «кара» связывает один грех только с одним воздаянием. Пока понятно?

Зал ответил чуть ли не гробовой тишиной.

– Отлично, – подытожил профессор. – Теперь отойдём немного от точных наук и вернёмся к всеми любимой психологии. Хотя психологический аспект греха вы должны будете разбирать на других предметах, мы немного коснемся его для полноты картины о предвоздаянии.

«Ах, ты боже мой, полнота картины. Полнота бывает у женщин, а картины все одинаковые. Одинаково на тонком холсте писаны, »– попыталась съязвить про себя Кими.

– Люди совершают грехи по каким-то причинам. Они могут быть закономерные, а могут быть случайные. К случайным отнесём невнимательность, рассеянность, стечение обстоятельств.

В зале поднялось сразу несколько рук. Профессор указал на светловолосую хрупкую девушку.

– А разве не закономерным результатом невнимательности к окружающим будет совершение какого-то некрупного греха? Если человеку всё равно, что и как он делает, как он вписывается в общество, то для него не проблема случайно наступить на ногу кому-нибудь в толпе, толкнуть ребёнка, который потом упадёт и обдерёт коленки, или ещё что-то сделать греховное. В этом случае человек сам виноват, он совершает грех, закономерно. Из качеств личности вытекает результат в окружающий мир: реакция людей на такого человека и реакция человека на людей. И тут он вдвойне грешен, потому что мог бы воспитать в себе правильные качества, а не лодырничать, принимая себя со всеми своими недостатками. То же самое и с рассеянностью.

– А какие качества, по-вашему, правильные? – спросил профессор.

– Ну как… Честность, решительность, смелость, доброта, сила воли, преданность…

– И какое из них антонимично рассеянности? Невнимательности? Лени?

– Собранность. Наблюдательность. Трудолюбие.

– Соответственно?

– Да.

– Так, – профессор вздохнул, – рассеянности – собранность, невнимательности – наблюдательность, лени – трудолюбие, верно?

Девушка кивнула.

– Вот скажите, молодая леди, вы когда-нибудь встречали человека, сочетающего в себе три этих «правильных»