Испытание на прочность: Прощание с убийцей. Траурное извещение для знати. Выход из игры. Испытание на прочность. [Гизела Эльснер] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

квартире жил некий писатель, который был знаком с террористами, принимал их у себя. И хотя с тех пор прошло немало лет, квартира оставалась на подозрении у спецслужб. Как сказано в повести, обыски на бывших террористских квартирах считаются в ФРГ обычным делом. И не только обыски. Известны случаи, когда сотрудники спецслужб, именуемых для респектабельности «ведомством по охране конституции», подбрасывали в такие квартиры, уже занятые новыми жильцами, компрометирующие материалы, литературу, даже оружие, чтобы потом громко оповестить всю страну о «раскрытии» очередного прибежища террористов.

В отличие от некоторых писателей ФРГ (в том числе и таких известных, как Г. Бёлль), пытающихся вызвать у читателя сочувствие к террористам («Поруганная честь Катарины Блум»), Г. Эльснер убедительно показывает, что прикрывающиеся левой фразой экстремисты служат на деле интересам самой черной реакции. Они усердно помогают правящим кругам туже закручивать гайки, преследовать людей прогрессивных убеждений, вводить новые ограничения общественной жизни.

Повесть Эльснер, подчеркивала газета «Зюддойче цайтунг», «отражает не только политическую реальность государственной системы, в которой надзор значит больше, чем доверие, но и более широкую реальность мира». Коммунистическая газета «Унзере цайт» отмечала, что «сильной стороной творчества Эльснер является показ аномального в нормальном средствами точного и отстраненного изображения будничных явлений с целью их саморазоблачения».

Героиня повести сумела выдержать выпавшее на ее долю «испытание на прочность». Ей пришлось мобилизовать все духовные и физические силы, чтобы взять себя в руки и вернуться к обычным занятиям. Но, как свидетельствует повесть, такое далеко не каждому по плечу. Ощущение постоянной слежки зачастую приводит людей к психическим расстройствам, обрекает их на общественную пассивность. А в ФРГ, по справедливому замечанию писательницы, «слежка ведется за куда большим числом людей, чем воображают многие наши сограждане».

Нашлись, правда, критики, которые обвинили писательницу в нарочитом сгущении красок, утверждая, что подобные вещи могли бы произойти в «тоталитарном государстве», но уж никак не в Федеративной Республике Германии.

В 1982 году Эльснер опубликовала роман «За чертой». Героиня, молодая женщина Лило Бессляйн, считает себя лишней в обществе «из бетона и равнодушия». Даже рождение ребенка не приносит ей счастья. Лило не питает к нему никаких материнских чувств, только мучается сознанием вины за то, что родила его, но не может любить. Хотя Лило задыхается от унылого однообразия и затхлости жизни в собственном доме, вне этого дома она кажется себе беззащитной, отданной на произвол враждебного мира. «Страх привел ее к изоляции», — утверждает писательница. Полученное героиней буржуазное воспитание поставило ее за чертой, лишило самостоятельности. Порой Эльснер пытается оправдать свою героиню, говоря, что она стремится к эмансипации, к неким высоким идеалам, однако, в сущности, Лило мало чем отличается от окружающих ее пресыщенных обывателей. Эмансипация представляется ей всего-навсего «сексуальной свободой», возможностью пофлиртовать то с художником, слывущим «очень левым», то с неудачливым студентом. Но и это не доставляет ей радости. Лило начинает прибегать к антидепрессантам и постепенно становится наркоманкой. Попытки уйти от мужа и устроиться на работу оказываются безуспешными. Совершенно утратив волю и интерес к жизни, она кончает с собой.

Некоторые критики упрекали Эльснер в скудости изобразительных средств, в бедности языка. Едва ли можно с этим согласиться. Писательница всячески избегает литературной приглаженности, не говоря уже о высокопарности и гиперболичности, характерных для ранних ее произведений. Роман «За чертой» написан разговорным языком, языком тех городских окраин, где разыгрывается его действие. Газетный лексикон, шаблонные обороты вовсе не случайны. Они передают убогость бытия героини, ограниченность ее мышления. Не прибегая к гротеску, Эльснер языковыми средствами сумела воссоздать банальность западногерманской повседневности, беспросветность жизни своих персонажей.

В 1984 году вышел из печати новый роман писательницы, «Укрощение». Главным персонажем его является мужчина, начинающий литератор Альфред Гиггенбахер. Первые произведения молодого писателя имеют определенный успех, но дальнейшая литературная карьера Гиггенбахера рушится из-за его нерешительности, безволия, равнодушия. Его жена Беттина, напротив, отличается силой характера, властностью и честолюбием. Напечатав несколько заметок в популярном иллюстрированном журнале под псевдонимом Беттина Бегеман, она уже требует, чтобы все называли ее этой вымышленной фамилией. А потом с помощью покровителей из крупного книгоиздательского концерна Беттина опубликовала роман, который сделали бестселлером. Теперь уже и ее мужа именуют не Гиггенбахер, а