Ленинские принципы политики в отношении религии, церкви, верующих [Виктор Дмитриевич Тимофеев] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

единство рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, всех наций и народностей, составляющих новую историческую общность — советский народ.

Ввиду отсутствия социально-экономических или политических причин, которые порождали бы вдутри советского общества движения или группы, враждебные народной власти или друг другу, буржуазные идеологи пытаются отыскать или спровоцировать их появление: «Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов. Одновременно распространяются измышления о «нарушениях свободы совести в СССР» 12.

Для достижения этих целей используются не только радиопередачи на языках народов СССР, но и контрабандная засылка клерикально-антикоммунистических изданий, провокационная деятельность эмиссаров антисоветских центров, прикрывающихся маской туристов, а иногда и дипломатических представителей. Они пытаются навязать советским верующим и духовенству демагогическую трактовку свободы совести, как никакими законными рамками не ограниченной пропаганды религии. Прикидываясь друзьями, буржуазные идеологи рассчитывают ввести в заблуждецие хотя бы отдельных верующих нашей страны, толкнуть на противозаконные поступки и затем изобразить их как преследуемых за религиозную веру.

Используя вероисповедные различия, идеологические противники стремятся разжечь националистические настроения. Они проповедуют неразделимость национального и религиозного, а борьбу с религиозными пережитками изображают как борьбу против национальной культуры. Так, в последние годы реакционные зарубежные мусульманские организации активно оперируют догматами ислама в попытках разжечь националистиче-

12 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14—15 июня 1983 г. — М,” 1983. — С. 60. 7


ские чувства среди части верующих, исповедующих ислам, в республиках Средней Азии и Закавказья. Они пропагандируют пантюркизм и панисламизм, используя события в Иране и спекулируя на обстановке в Афганистане.

Кризис буржуазной идеологии выражается не только в ее усиленном обращении к религии для достижения политических целей. Этот кризис проявляется и внутри религиозных организаций, в настроениях верующих в капиталистических и развивающихся странах. Он выражается и в том, что среди верующих и прогрессивных слоев духовенства все более популярными становятся религиозные трактовки социальных обязанностей верующего человека, не совпадающие с предписаниями проимпериалистического руководства религиозных центров и организаций.

Развитие мирового революционного процесса, национально-освободительных движений, возрастающая угроза ядерной катастрофы порождают не только у широких масс верующих трудящихся, но и у части священнослужителей и отдельных теологов понимание справедливости позиций коммунистов, отстаивающих мир и социальный прогресс. Стремясь идеологически обосновать необходимость совместных действий марксистов и верующих, многие богословы пытаются сблизить социальные принципы религии с коммунистическим учением.

Они полагают, что «истинное» содержание религии коренным образом отличается от того, каким оно многие века выглядело в заявлениях церковных деятелей. Принимая за исходный тезис то, что поведение верующего полностью определяется его религиозными убеждениями, эти теологи полагают, что тяготение верующих трудящихся к марксистской социально-политической программе объясняется правильным прочтением «священного писания», совпадением «истинного» смысла своего вероисповедания с коммунистическим идеалом. Понятно, что такие взгляды находят отклик среди верующих, которым хочется иметь простое объяснение их симпатий к социализму, не требующее немедленного отказа от религиозных убеждений, к чему они не готовы. Оценка социального значения таких мировоззренческих установок, сопутствующих в наши дни революционным и национально-освободительным движениям, происходящих часто под религиозными лозунгами, является наряду с критикой клерикальных фальсификаций научного атеизма важной политической задачей.

Глубокое понимание отношения марксизма к религии чрезвычайно актуально и в связи с попытками пересмотра марксистской оценки религии современными ревизионистами типа Р. Гароди, Э. Фишера, Л. Колоковского, М. Маховца и других.

Объявляя устаревшей оценку Марксом религии как опиума народа, они приукрашивают социальную роль религии в истории общества и пропагандируют некий синтез марксистских и религиозных ценностей и соответственно отказ от пропаганды научно-материалистического, атеистического мировоззрения.

Все эти явления требуют осмысления со стороны наших научных и пропагандистских кадров, их умения убедительно разоблачать фальсификацию теории и практики научного атеизма как клерикальными