Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие [архимандрит Иоанн Маслов] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

пути к жизни вечной, по меньшей мере, нужен советник, который помогал бы ему идти тернистым поприщем земной жизни ко спасению. Ту же самую мысль выражают и слова книги Притчей: “Спасение есть во мнозе совете” (Притч. 11, 14).

Особенно большое значение духовное руководство приобрело в среде монашествующих: здесь оно выдвигается на первый план и в своей высшей мере называется старчеством. Старчество, как особый дар Св. Духа, талант, который апостол Павел называет “даром рассуждения” (1 Кор. 12, 10), выражается в особенном водительстве пасомых на пути спасения и требует от носителя этого дара мудрого и любвеобильного попечения о вверившихся ему душах.

Сущность старчества заключается в том, что из среды братии, подвизающейся в обители, избирается один опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который становится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины. Во всякое время к нему добровольно идут ученики, раскрывают пред ним свою душу, помыслы, желания и поступки, испрашивают его советов и благословения. Они полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией и беспрекословно, без размышлений повинуются старцу и выполняют все его указания как откровения этой воли1. Это старческое окормление помогает в борьбе со страстями, подкрепляет в минуты уныния, малодушия и сомнения, служит верным покровом от вражеских бурь всем, кто прибегает к его мощному содействию.

Духовное руководство процветало во всех древних обителях. Сам основатель монашества преподобный Антоний Великий придавал духовному руководству в жизни монаха весьма большое значение. Он пишет: “Монах должен откровенно сказывать старцам, сколько он делает шагов, или сколько пьет капель воды в своей келии, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом. Я знаю монахов, которые после многих трудов пали потому, что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: “Вопроси отца твоего, и возвестит тебе” (Втор. 32, 7)”2.

Не только преподобный Антоний, но и многие подвижники последующих веков говорили о важности старчества в жизни инока и мирянина.

Мудрый наставник иноков св. Василий Великий пишет: “Каждый из подчиненных (братий в обители), если хочет оказать значительный успех (в иноческой жизни) и привести жизнь свою в состояние, согласное с заповедями Господа нашего Иисуса Христа, должен ни одного душевного своего движения не оставлять в скрытности, ни одного слова не пропускать без испытания, но тайны сердечные обнажать пред теми из братий, кому поручено прилагать милосердное и сострадательное попечение о немощных”3.

Великий учитель монахов — преподобный Иоанн Лествичник говорит: “Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нем, хотя бы был сам и очень умен, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира”4.

Преподобный авва Дорофей считал, что “нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Ибо что значит сказанное (в слове Божием): “Имже несть управления, падают аки листвие” (Притч. 11, 14). Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ и красив, потом постепенно засыхает, падает и, наконец, им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, ко бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие это мало-помалу охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем это усердие, подобно листу, нечувствительно иссыхает, падает и становится, наконец, подвластным и рабом врагов, и они делают с ним, что хотят. О тех же, которые открывают свои помышления и поступки и делают все с советом, в Писании сказано: “...спасение же есть во мнозе совете” (Притч. 11, 14). Оно не говорит: “в совете многих”, т. е. чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем, конечно, с тем, к кому имеешь доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но все открывать и обо всем советоваться; такому и есть верное спасение “во мнозе совете”5.

Опытный наставник монашества Варсонофий Великий, отвечая на вопрос одного ученика, который желал спастись, но не знал пути спасения, сказал следующее: “Брате! Бог чрез Божественное Писание и чрез отцов указал нам путь спасения, сказав: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе” (Втор. 32, 7). Итак, если хочешь не заблудиться в деле спасения, то не делай ничего без вопроса у отцов духовных и не заблудишься благодатию Бога, всем хотящего спастися и в разум истины приити”