Алексей Гаврилович Венецианов [Валентина Николаевна Батажкова] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

основном жизнь крестьян. Толчком к этому коренному изменению его творчества послужила ничего общего не имеющая с крестьянскими темами картина французского художника Ф. Гране «Внутренний вид церкви капуцинского монастыря в Риме», выставленная в залах Императорского Эрмитажа. Она пользовалась большим успехом у художников, которых привлек верно найденный эффект освещения в интерьере. Венецианов, не подражая слепо приемам Гране, решил самостоятельно достигнуть подобной же цели: передать освещение внутри помещения - «победить невозможное».



Гумно. Около 1821 г.

Художник уезжает на время из Петербурга, покупает небольшое имение Сафонково в Тверской губернии и здесь в течение трех лет работает над картиной «Гумно», явившейся центральным произведением в его творчестве.

Однако далеко не только картиной Гране можно объяснить коренные изменения в творчестве художника. Это был всего лишь внешний повод. Искать в самой жизни сцены, достойные живописи, Венецианова заставили, вероятно, более серьезные причины. Мастер не мог не разделять того ликования, того национального подъема, который царил в стране после разгрома полчищ Наполеона. Как известно, в войне 1812 года приняли участие все слои русского общества, и прежде всего крестьянство. Образы простых русских мужиков, победивших в войне, отважных партизан из народа впервые явились во всем своем истинном величии, став предметом помыслов передовых людей того времени.

Венецианов был далек от революционных идей и стремлений декабристов. Его взгляды и исторические представления были ограниченными. Но вместе с тем художник был достаточно прогрессивен в своих воззрениях для того, чтобы смело внести в искусство тему крестьянской жизни.

В картине «Гумно» мастер не только блестяще справился с труднейшей профессиональной задачей - передать освещение в помещении, но и внес свежую струю в искусство тех лет.

Изображенная художником сцена происходит в длинном бревенчатом сарае. Точно и верно строит Венецианов перспективу, одновременно прослеживая игру света на фигурах и отдельных предметах. Свет проникает в гумно через ряд проемов в боковой, лицевой и задней стенах. Хорошо также передано распределение рефлексов, теней и полутеней по стенам и балкам потолка.



Гумно. Фрагмент.

Пространственная глубина подчеркивается рядом фигур и предметов, расположенных в нескольких планах, - повозок, в которые впряжены лошади, куч обмолоченного зерна. На первом плане кулисно размещены изображения крестьянок и крестьян, как бы позирующих художнику. Известная застылость, статичность персонажей способствует вместе с тем созданию впечатления особой монументальности, значительности образов.

Картиной «Гумно» и целым рядом других произведений из деревенской жизни художник утвердил крестьянский жанр в русском искусстве XIX века. Но Венецианов не ограничился лишь введением новых тем. Он сумел увидеть в русских крестьянах человеческое достоинство, красоту, душевную чистоту, большую силу. Его искусство возвышает образы простых людей, тружеников.

В России до появления картин Венецианова крестьянский жанр еще до конца не сформировался. Хотя творчество таких мастеров XVIII века, как И. Ерменев, М. Шибанов, И. Тонков, и свидетельствует об интересе к крестьянским образам, в целом о крестьянском жанре, как таковом, еще говорить было рано.

В течение ближайшего десятилетия Венецианов разрабатывал темы крестьянского и бытового жанра и создал несколько различных типов картин. Это бытовые сценки в узком смысле слова, погрудные или поясные изображения отдельных фигур крестьян и, наконец, те же бытовые сцены, но решенные в более приподнятом, монументальном характере при известной статичности персонажей.

Картины «Гумно» и «Утро помещицы» были созданы мастером почти в одно и то же время, однако во многом отличаются друг от друга. В картине «Утро помещицы» Венецианов изобразил сцену, характерную для обычного течения жизни небогатого помещичьего дома. Действие происходит в скромной комнате, обставленной немногими вещами: мы видим небольшой круглый столик красного дерева, бюро, ширму, за которой угадывается кровать. Свет, льющийся из окна, оживляет фигуру женщины и придает единство всей композиции.

В то время как в картине «Гумно» изображение помещения построено на линейной перспективе, в «Утре помещицы» художник создает ощущение глубины пространства главным образом за счет сопоставления освещенной и затененной части картины.

В центре изображена молодая помещица. Она обращается к вошедшей крестьянской девушке, рядом с которой стоит другая, держащая в руке весы. Живость всей сцене придает центральная фигура помещицы. Ее облик, поза, жест найдены чрезвычайно убедительно и отличаются большой жизненностью, тогда как крестьянки явно позируют художнику, особенно та, которая смотрит на