Правила святых Поместных Соборов с толкованиями [Коллектив авторов] (fb2) читать постранично, страница - 310


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

привлекает.

(обратно)

15

Почему круги луны и солнца начинаются с указанных месяцев, это весьма вразумительно объясняет позднейший греческий канонист Матфей Властарь (XIV в.), поместивший в своей алфавитной канонической синтагме подробное руководство к пасхалии. При помощи этого руководства (русский перевод его напечатан в «Православном Собеседнике» за 1859 г., ч. II, стр. 162–182 и 289–313), легко понять и все другие смыслы сокращенного изложения пасхалий в настоящем толковании Вальсамона.

(обратно)

16

Значит, Вальсамон писал настоящее толкование в 1178 году от Рождества Христова.

(обратно)

17

Издана в Σύνταγμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων, т. IV, стр. 530–541.

(обратно)

18

Без сомнения, Аврилий епископ Карфагенский, председательствующий на Соборе.

(обратно)

19

Год или два позже времени предыдущего правила.

(обратно)

20

Над греческим текстом правила стоит такое надписание: Περὶ τῶν αμελούντων τῶν αὐτοῖς ἀνηκόντων λαῶν, т. е. о епископах, нерадящих о принадлежащих им людях.

(обратно)

21

Светский начальник, долженствующий содействовать Епископу, дабы еретики не уклонялись, быв призываемы для увещания или ответа.

(обратно)

22

По древнему счету правил Карфагенского собора, настоящее (147-е) правило разделялось на два, так что начиная со слов Ἑφ᾽ ὅσον τῷ ἀφωρισμένῳ κτλ., или, по нашей Книге Правил «доколе отлученного по сему случаю не приемлет в общение свой епископ» и проч., следовало новое правило. Этого деления держатся как все греческие толкователи, так и наша печатная Кормчая, хотя логически тут одно правило.

(обратно)

23

Это послание не принято в Книгу Правил потому, конечно, что оно принадлежит собственно к деяниям (актам) Карфагенского собора и не содержит в себе какого либо соборного правила или постановления. Но так как оно сокращенно изложено в нашей старопечатной Кормчей и, в качестве 135-го правила Карфагенского собора, снабжено особым толкованием, да и греческие толкователи (Зонара, Аристин и Вальсамон) приписали к нему краткие исторические изъяснения то и признано благословным поместить оное, со всеми его принадлежностями, в настоящее издание.

(обратно)

24

Сардикийского собора правило 5. Причина, почему в инструкции папских местоблюстителей правило это приписывалось Никейскому собору, заключалась в том, что в древнейшем каноническом сборнике римской церкви правила Сардикийского собора следовали непосредственно за Никейскими и не были отделены от этих последних особою нумерацией; напротив, счет правил, начинавшийся с 1-го Никейского, последовательно продолжался чрез весь сборник.

(обратно)

25

Того же собора правило 14.

(обратно)

26

Разумеется номоканон патриарха Фотия. См. Σύνταγμα, т. I, стр. 254.

(обратно)

27

«Нетелесные права» – техническое выражение римского права. На языке римских юристов так называлась совокупность тех имущественных прав, объектом которых служат не вещи (res) в собственном (физическом) смысле, а самые права и правовые отношения, рассматриваемые как имущество или ценность (например, право требования по долговому обязательству и пр.).

(обратно)

28

Апост. прав. 22 и 23.

(обратно)

29

То есть в толковании на указанное место Фотиева номоканона.

(обратно)

30

Апост. прав. 27.

(обратно)

31

Св. Григорий Нисский, правило 8.

(обратно)

32

Апост. прав. 73.

(обратно)

33

Шестой Вселен. Собор, прав. 31.

(обратно)

34

Разумеются Василики Льва Мудрого.

(обратно)

35

To есть в толковании на указанное место Фотиева номоканона.

(обратно)