Патриарх Павел. Святой наших дней [Жан-Клод Ларше] (fb2) читать постранично, страница - 38


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

избран на епархию Соединенных Штатов и Канады. И сразу попросил у Синода создать три епархии ввиду большого количества эмигрантов, которые после войны и установления коммунистического режима Тито поселились в Северной Америке. Собор епископов удовлетворил его прошение, но не назначил его на кафедру епархии Среднего Запада, куда он стремился. Тогда он вступил в конфликт с Патриархией, наложившей прещения на него и большую часть его клира. В ответ, ссылаясь на якобы союз Сербского Патриархата с коммунистическим государством, он создал так называемую Свободную Сербскую Православную Церковь. Этот раскол практически не имел последствий в самой Сербии, но в него было вовлечено немало сербских эмигрантов в Северной Америке и Западной Европе, многие из которых бежали от коммунистического режима и были восприимчивы к аргументам, приводимым епископом-диссидентом.

(обратно)

58

Только после смерти патриарха Павла, умевшего сдерживать эти тенденции, проявились модернизм и реформизм, в особенности в литургической области, в силу сильного влияния идей протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Иоанна (Зизиуласа) на небольшую группу епископов. Движение литургической реформы, которое отчасти распространилось в приходах их епархий, было тем не менее ограничено сопротивлением верующих. Многие священники, имевшие неосторожность провести такие реформы, вынуждены были отступить. Другим источником напряжения был экуменизм, сторонниками которого выступали некоторые епископы.

(обратно)

59

Афанасий (Ракита), иером. Жизнь по Евангелию.

(обратно)

60

«Уже в детстве, в его родной деревне, в нем был замечен певческий дар, его даже прозвали Певцом. Будучи студентом, он был секретарем студенческого хора Богословского факультета в Белграде. Когда же он стал монахом, то клирос стал его местом предпочтения. Став епископом Рашко-Призренским, он создал школу пения на свои средства, так же как и хор: па утренних и вечерних богослужениях он находился лично вместе с учащимися Призренской семинарии и, следя за их пением, исправлял ошибки, когда замечал. Обладая прекрасным слухом... он поправлял хор, если тот брал неверную тональность. Он старался, чтобы хор пел как можно лучше, и объяснял, что самый привычный и естественный религиозный опыт приобретается в церкви на богослужениях, когда дух человека возносится красотой духовных песнопений» (Бойович Б. Око, које не дријема. Подгорица, 1996. С. 26).

(обратно)

61

Милкович Снежана. Патриарх Павел – мой дедушка. Белград. 2013. С. 81.

(обратно)

62

Названа в честь правителя Сербии Петра I Карагеоргиевича. – Примеч. ред.

(обратно)

63

Милкович Снежана. Патриарх Павел – мой дедушка. Белград, 2013. С. 84.

(обратно)

64

Цит. по изд..: Милкович Снежана. Патриарх Павел – мой дедушка // Политика. 2009.17 ноября.

(обратно)

65

Милкович Снежана. Патриарх Павел – мой дедушка.

(обратно)

66

Сестра патриарха Павла.

(обратно)

67

Творения свт. Николая Сербского. Охридский Пролог (январь, февраль, март). М., 2008. С. 317.

(обратно)

68

Милкович Снежана. Патриарх Павел – мой дедушка. Белград, 2013. С.8–9.

(обратно)

69

Прп. Параскева Младшая, в сербской традиции именуемая Петкой, – святая подвижница XI в., особенно почитаемая сербами и румынами. «Петка» на сербском языке, как «Параскева» на греческом, значит «пятница».

(обратно)