Мифологичность познания [Владимир Толок] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

просто создать современный миф, не противоречащий вчерашним, в том числе и самым древним, то есть не возвращаться к прошлому, а наоборот, прошлое видеть корнями настоящего.

Основная цель мифа заключается в поддержании гармонии личного, общественного, природного. Поддержка и контроль социального и космического порядка. Если миф о демократии, насаждаемый в когда-то тоталитарной стране, не несет ее населению эти вселенские ценности, а наоборот, приводит к гражданским конфликтам и страданиям народов (Ливия, Украина…), то этот миф локален, то есть ущербен, в том числе и для его проводников. Тоже самое относится и к мифу о стабильности при тоталитаризме. Толпа скандирует: «уходи!» не потому, что президент изверг, мало сделал для страны, вор или фальсификатор, он виноват тем, что «хочется ей кушать». На ярмарке политических яств толпа под воздействием пропаганды и рекламы может остановиться у какого-то сытного блюда, но насытиться на самом деле она может, только испробовав идеологию, построенную на основе нелокального мифа.

Нелокальная мифология гармонизирует представления человека об окружающем мире и его месте в нем. В этом случае повод для протестов исчезает.

Эта гармония позволяет человеку раскрыть свои индивидуальные природные способности, но таких условий не существует и в самых демократических странах, поэтому требования перемен (не осознавая истинных) время от времени могут звучать в любой стране.

Каждая серьезная философская концепция или научное открытие сопряжены со своим локальным мифом, и все они отличаются друг от друга. Заметно разными вырисовываются мифы философий Канта и Гегеля, кришнаизма, буддизма и христианства, а в сравнении с научными мифами между ними может находиться пропасть. Да, наука тоже мифологична. Даже знаменитые физики утверждают, что основные представления науки, по крайней мере о пространстве, времени, материи и числе должны рассматриваться как метафоры. А для всех остальных людей современные космогонические представления, оснащенные строгой математикой и физикой, безусловно, выглядят как мифы современности. Это объясняется тем, что многие истины, полученные наукой, являются относительными. Она выдвигает новые теории, которые объявляются истинными, а через некоторое время эта истина оказывается локальной или даже заблуждением.

Упрощая далее, можно утверждать, что любое суждение человека об окружающих природных вещах мифично, то есть далеко от истины. Никто достоверно не знает, что находится в основе мироздания, а значит, и в основании его объектов (дереве, звезде, человеке), и всякая правда о них есть более или менее близкая к истине метафора. В силу того, что мы находимся в мире незнания, мы приговорены к мифотворчеству. Вокруг человека истинным является только его знание о вещах широкого потребления, сходящих с конвейеров, да и то если мы за скобками оставляем тайну микромира материала, используемого для этих изделий.

Разные мифы обладают разной выразительной силой. Одни мифы навсегда остаются эзотерическими (каббала), другие становятся частью массовой культуры (демократия).

Мифы создаются языком воображения. Только язык воображения, писал К. Ясперс, соприкасается с реальностью, которая ускользает от всех объективных исследований.

Человек всегда устремлен к осознанию (созданию) нового мифа. Находя новый миф, он получает возможность по иному увидеть окружающий мир, получить новые ассоциации, которые пусть и оказываются иногда хорошо забытыми старыми открытиями. Однако нелокальное мифотворчество среди людей с каких-то пор остановилось. Но новые беспредельные в своей широте мифы настолько необходимы человеку, что при их отсутствии распространяются местечковые мифы. Беспредельный мир ведизма локализуется в рамках каких-то религий, сект, или просто появляются суррогаты мифов как, например, герметизм, выражающийся в нарочито усложненной форме модернистской поэзии, а также мифы политические, бытовые и социальных сетей. Появились мифы полезные и вредные, мифы основания государств, династий и так далее.

Что законы Ньютона — это миф, а христианство — реальность? Объективно, то и другое — миф, а субъективно, то и другое реальность для тех, кто верит в эти мифы. И оба могут воздействовать на жизнь человечества как положительно, так и отрицательно. Тут можно возразить, что в законы Ньютона верят все, и не только верят, но каждый день сталкиваются с ними в положительном опыте, а в Бога — некоторые люди, да и то по праздникам. Количество приверженцев роли не играет. Боги бывают разные, и в современном мире они часто утилитарные. Да что говорить о законах механики, если даже два плюс два не всегда четыре, так как сумма зависит от свойств и качеств слагаемых объектов, а они никогда не бывают идентичными.

Очевидно, что более поздний научный миф находится ближе к рациональной истине, чем ранний. Со временем новые комментаторы древних мифов, растекаясь мыслью по его