Религия, этика и выживание человечества в XXI веке [Сергей Игоревич Иваненко] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

этические нормы развитых религий достаточно схожи. Например, монотеистические религии иудаизм и христианство существенно отличаются от буддизма, который отвергает идею Бога – Творца Вселенной и признаёт множественность богов. Однако Библейские Десять заповедей (иудаизм и христианство) и базовый кодекс буддийской этики Пять священных заповедей содержат много общих моральных установок и не противоречат друг другу.

Так, в состав Десяти заповедей входят пять важнейших нравственных норм (это заповеди с пятой по десятую):

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»[5].

Что касается базового кодекса буддийской этики, принимаемого буддистами-мирянами всех основных школ буддизма, Пяти священных заповедей (Панча Шила, буквально «пять добродетелей», «пять обетов» или «пять заповедей»), то он включает:

1) отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам, от убийства;

2) отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому;

3) воздержание от дурного сексуального поведения;

4) отказ от злоупотребления доверием, от лжи и обмана;

5) отказ от употребления опьяняющих напитков и от всего, что затрудняет самоконтроль.

Пять священных заповедей буддизма дословно, согласно «Палийскому Канону»[6], звучат следующим образом:

1) Я принимаю правило учения воздерживаться от убийства живых существ.

2) Я принимаю правило учения воздерживаться от взятия того, что мне не было дано.

3) Я принимаю правило учения воздерживаться от прелюбодеяния.

4) Я принимаю правило учения воздерживаться от неправдивых слов.

5) Я принимаю правило учения воздерживаться от напитков и средств, вызывающих помутнение сознания.

Таким образом, существенные вероучительные, богословские и обрядовые различия между монотеистическими религиями (иудаизмом и христианством) с одной стороны и буддизмом – с другой стороны не были непреодолимой преградой для совпадения или близости моральных предписаний этих религий, так как предлагаемые религиозной этикой поведенческие нормы способствовали выживанию человеческого общества и личности.

Религия, вера в сверхъестественное и её нравственный потенциал
Полезно задать вопрос: а что такое религия? Существуют различные определения религии, их великое множество. Так, например, под редакцией профессора Евгения Игоревича Аринина вышла коллективная монография, которая называется «750 определений религии…»[7].

В российском религиоведении преобладает точка зрения, что религия основана на вере в сверхъестественное. Религия (от лат. religare – «связывать, соединять») – определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (религиозные общины).

При этом важно учитывать, что вера в сверхъестественное обладает значительным нравственным потенциалом, так как последователь той или иной религии стремится подчинить свою волю и поведение воле Бога (богов или иных сверхъестественных существ), в которого он верит. Низменные стремления (например, воровство, прелюбодеяние) объявляются неугодными сверхъестественному Высшему началу. Религия на основе веры в сверхъестественное формирует высший нравственный идеал как стремление к совершенству, пределом которого является Бог. Причём в образе Иисуса Христа и святых в христианстве, Будды – для последователей буддизма формируется понятие идеала в качестве нравственных образцов, приближение к которым должно стать целью верующего.

Кроме того, многим религиям свойственны представления о воздаянии. «Воздаяние» – термин, обозначающий в его религиозном смысле справедливую награду Божью за добрые дела и справедливое возмездие за прегрешения. Согласно верованиям, человек получает воздаяние в земной жизни (в текущей или в последующих) или в загробном мире.

В индуизме, буддизме и других восточных религиях схожую роль играет идея кармы – вселенского причинно-следственного закона, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Согласно священным писаниям индуизма (Ведам), если мы сеем добро – мы пожнём добро, а если мы сеем зло – мы пожнём зло и в этой земной жизни, и в последующих перерождениях. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях. Карма определяет наши будущие воплощения.

Представления о воздаянии (включая идею кармы) формируют у