Мийол-ученик 2 [Анатолий Михайлович Нейтак] (fb2) читать постранично, страница - 91


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

предвзятости? Самый напрашивающийся ответ: магия нравится мне больше, а ради политики придётся жертвовать временем, которое я мог бы потратить на неё, на движение по выбранному Пути. Но… это ведь далеко не всё. Это следствие.

Так. Что вообще такое политика?

Академическое определение от Ригара: политика – это способ согласования групповых интересов, при котором интересами отдельных разумных пренебрегают. Уже звучит неприятно: там, где пренебрегают чьими-то интересами, кто-то будет страдать и вполне может умереть.

Не менее академическое определение Ниары Оссименской: политика есть деятельность, нацеленная на благо государства и общества; наилучшая политика такова, что при ней большинство людей получает необходимое для жизни, продолжения рода и саморазвития, страдание же испытывает меньшинство и сами эти страдания так малы, как только возможно. Примерно то же, что и в отцовском?

Так, да не так. Ниара прямо говорит о том, что страдания так или иначе неизбежны, что кому-то придётся отказать в саморазвитии, кому-то – в продолжении рода, а кто-то вообще сдохнет; на этом фоне то, что говорится об интересах только лишь людей, а об интересах, например, гномов или алуринов умалчивается – так, мелочишка.

Политик в понимании оссименцев – и Ниары, и развивавших-углублявших её взгляды Толойна с последователями – это рачительный хозяин, ухаживающий за своей делянкой, сеющий и собирающий урожай. За мирной сельской метафорой скрывается всё то же право сильного и всё то же неравноправие разумных. Да, каким-нибудь гражданам серого списка дают необходимое для жизни, а также старательно ограждают их от избыточного притока мигрантов, возникновения эпидемий, опасностей диких земель… но не более того.

Считать их за ровню? Прислушиваться к их мнению? Облегчать им саморазвитие?

Ещё чего захотели!

…но я как-то лишку глубоко копнул. Вопрос-то стоял иной: почему мне, именно мне, не нравится политика? Смотри глубже, сын. Смотри глубже. И скажи: что ты видишь?

…потому что мне противен Старший Гвором.

Первые впечатления самые сильные. Старший Жабьего Дола – первый политик, с каким я столкнулся в своей жизни, и теперь его тень ложится на всех власть имущих.

Это я, конечно, зря. Это – мыслительный грех отождествления, тот самый, когда ленивый мозг, что жаждет шевелить нейронами поменьше, норовит сгрести в кучу даже то, что, по уму, сгребать не надо и делать простые, но неверные обобщения.

Типичный пример рассуждений под влиянием этого греха: Гвором – слабак, мерзавец и эгоист; Гвором – политик, имевший надо мной и моей семьёй власть; он злоупотребил своей властью; давайте же включим предубеждение в адрес всех политиков и всех, кто имеет власть – они ведь могут ею злоупотребить, их надо опасаться!

Результат: как только Никасси напомнила, что имеет надо мной власть, что она может что-то решить за меня и без меня – я незамедлительно взбрыкнул. Хотя она-то, не в пример Гворому, действовала из благих побуждений… вроде бы…

Но мне было наплевать.

Я отождествил двух совершенно разных людей лишь потому, что они наделены властью.

Задним числом это настолько тупо, что хочется самому себе морду начистить! Что тоже, кстати, глупо донельзя: прошлое осталось в прошлом, изменить его невозможно, причинение боли самому себе во имя некоего «наказания», для «искупления вины», совершенно бессмысленно. Об этом отец тоже говорил: мол, испытывать вину или стыд совершенно нормально, однако снова и снова погружаться в эти переживания – всё равно что без нужды ковыряться в ране, упиваясь болью и мешая излечению…

Ладно. Опять я съехал в сторону.

Итак, политика и неприязнь. Немалая толика её привнесена тем, что мне как бы придётся «сыграть за Гворома» – то есть решать за других и без их согласия. Поэтому-то мне и не хочется становиться Старшим в полной мере: не выступать знаменем и защитником от возможных бед, но лично вникать в чужие жизни, награждать и наказывать сообразно…

Мне не хочется этого. Не хочется… даже детей воспитывать? Да! Простая мысль об этом рождает мгновенный внутренний спазм – и в этом причина, по которой я спихнул наших мелких курасов на Ригара. Самоустранился. Сбежал в важные личные дела.

Ох, сколько же у меня в башке мусора скопилось… но.

Не хочется играть за Гворома? Не играй! Пока что моим вмешательством в чужие свары оставались довольны, я вроде бы никого не щемил сознательно, просто по праву сильного – более того, я всегда старался устроить дела ко всеобщему удовлетворению.

…но такое везение вряд ли продлится вечно. Рано или поздно я ошибусь, или столкнусь с ситуацией, в которой есть лишь решения с нулевой суммой, или буду вынужден – в точности, как это отец сформулировал – пренебречь чьими-то интересами для блага многих.

Вот и второй, и третий корни неприязни: страх ошибки и нежелание причинять боль.

Ригар хорошо потрудился. Сердце