Послания о девстве [Св. Климент Римский] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

девственницамъ Богъ дастъ царство небесное, какъ ангеламъ святымъ, за это (ихъ) исповеданіе великое и славное.

Глава V.

Хочешь ли, братъ, быть девственникомъ? Знаешь ли, сколько труда и тяжести въ истинномъ девстве? Оно твердо стоитъ предъ Богомъ всегда (Апок. 14, 4-5) и печется, како угодити Господеви въ святомъ теле и духе (1 Кор. 7, 32. 34). Знаешь ли, какая слава девства, ради которой подвизаешься? Знаешь ли и понимаешь, что желаешь делать? Знаешь ли великое дело святаго девства? Умея ли правильно вести борьбу, сражаешься ты (вооруженный) силою Духа Святаго, избравъ для себя этотъ подвигъ, чтобы получить светлый венецъ? Видишь ли (discernis) природу твою въ Іерусалиме вышнемъ (Гал. 4, 26)? Итакъ, если желаешь всего этого, побеждай тело, побеждай возбужденія плоти, побеждай міръ Духомъ Божіимъ, побеждай суету времени преходящаго и стареющагося, суету обольстительную и изменчивую. Побеждай дракона, побеждай льва, побеждай сатану чрезъ Іисуса Христа, который укрепляетъ тебя словомъ своимъ[8] и евхаристіею божественною. Возьми крестъ твой и последуй (Лук. 9, 23) за темъ, кто очистилъ тебя, – за Іисусомъ Христомъ, Господомъ твоимъ. Подвизайся (luctare cursum) правильно и верно (1 Тим. 6, 12), безстрашно, смело, съ крепкою надеждою на Господа твоего, что получишь венецъ правды званія твоего вышняго чрезъ Іисуса Христа. Ибо всякій, кто будетъ сражаться[9] какъ совершенный въ вере, подлинно получитъ венецъ девства, коего подвигъ великъ, но велика и награда. Понимаешь ли и знаешь, къ какой славе стремится святость? Понимаешь ли, какова, какъ славна и высока похвала девства?

Глава VI.

Утроба девства святаго носила Господа нашего Іисуса Христа, Сына Божія, и въ тело, которое носилъ Господь нашъ и въ которомъ совершилъ борьбу въ этомъ міре, Онъ облекся отъ Святой Девы. Познай же здесь величіе и славу девства[10]. Хочешь быть христіаниномъ? – подражай Христу во всемъ. Іоаннъ былъ ангеломъ[11] чтобы предъити предъ Господомъ нашимъ, и не воста въ рожденныхъ женами болій его (Мал. 4, 5; Матф. 11, 10-11; Марк. 1, 2; Лук. 1, 17; 7, 27). Святый ангелъ Господа былъ девственникомъ. Подражай же посланнику Господню, полюби его во всемъ. Опять Іоаннъ, который возлеже на перси Господа (Іоан. 21, 20), любившаго его крепко, тоже былъ святымъ (т. е. девственникомъ): ибо не напрасно возлюбилъ его Господь. Далее Павелъ, Варнава и Тимофей съ прочими, которыхъ имена написаны въ книге живота (Флп. 4, 3), – все они возлюбили и избрали святость (т. е. девство), и въ борьбе подвизались и теченіе свое скончали (2 Тим. 4, 7) безъ порока, какъ подражатели Христовы и сыны Бога живаго. Известно также объ Иліи и Елисее и многихъ другихъ святыхъ, что жизнь ихъ была свята и непорочна. Итакъ, если хочешь имъ подражать, подражай мужественно. Ибо говоритъ (Писаніе): старцевъ вашихъ почитайте и, взирая на ихъ поведеніе и нравы, подражайте вере ихъ (Евр. 13, 7), и еще говоритъ (апостолъ): подражатели мне бывайте, братіе, якоже азъ Христу (1 Кор. 11, 1).

Глава VII.

Подобные Христу – совершенно (omnino) подобны ему. Истинно облекшіеся во Христа (Рим. 13, 14; Гал. 3, 27), изобразили подобіе его въ уме своемъ, во всей жизни своей и во всемъ поведеніи своемъ, въ словахъ, делахъ, въ терпеніи, въ добродетели (virtute), въ познаніи (cognitione), въ чистоте, великодушіи, въ сердце чистомъ, въ вере, надежде, въ любви полной и совершенной къ Богу. Поэтому, всякій девственникъ и девственница, если не будутъ совершенны какъ Христосъ, или какъ те которые Его суть, – не могутъ спастись. Ибо всякій девственникъ и всякая девственница о Господе – святы теломъ и духомъ своимъ, и тверды въ служеніи своемъ Господу, и инуды не отходятъ отъ него, но всегда служатъ въ чистоте и святости въ Духе Божіемъ, да угодятъ Господеви своему чисто и безпорочно, и пекутся, како угодити Ему во всемъ (1 Кор. 7, 32. 34). Такіе (девственники и девственницы) не удаляются отъ Господа своего, но духомъ своимъ пребываютъ съ Нимъ, какъ написано: святи будите, яко Азъ святъ есмь, глаголетъ Господь (Лев. 11, 44).

Глава VIII.

Если кто только по имени называется святымъ, то такой еще не есть святый; но пусть девственникъ или девственница будутъ совершенно святы теломъ и духомъ, и всегда съ радостію уподобляются Господу и Христу Его и подражаютъ такимъ (т. е. уподобившимся Господу). Ибо въ такихъ нетъ помышленія плотскаго: кто суть истинно верные и въ комъ живетъ Духъ Христовъ (Рим. 8, 9), въ техъ не можетъ быть плотскаго помышленія, которое есть любодейство, безстыдство, нечистота, идолослуженіе, волшебство, вражда, зависть, домогательство, гневъ, ссора, разделеніе, ревность, пьянство, пированіе, шутовство, глупыя речи (Гал. 5, 19-21; 2 Кор. 12, 20; Еф. 5,5), ругательство, смятеніе,