Превращение [Гайто Газданов] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Цветаевой)

(обратно)

2

Эпиграф к рассказу — строки из VIII стихотворения цикла «Плавание» (1859) Ш. Бодлера. Газданов использует их и в других произведениях: тема жизни как путешествия — одна из его излюбленных, постоянных тем на протяжении всей творческой жизни. Стихотворный цикл Бодлера (более точный его перевод — «Путешествие»), по сути, и есть развернутая метафора жизни как путешествия.

(обратно)

3

…рожденный веком сентиментализма… — Сентиментализм — здесь стиль поведения и жизни, культивировавшийся литературой второй половины XVIII в. (от фр. sentimentalisme, англ. sentimental — чувствительный, sentiment — чувство). Сохраняя характерный для классицизма идеал нормативной личности, литература сентиментализма доминантой его полагала не разум, а «естественное чувство». Художественные открытия сентиментализма — ценность духовного мира человека вне зависимости от его социального положения, культ природы. На бытовом уровне сентиментализм проявлялся в подражании героям романов Руссо, Ричардсона, Жан Поля.

(обратно)

4

…оттуда все слышалась элегия Массне… — «Элегия» — самое известное вокальное произведение малого жанра французского композитора Жюля Эмиля Массне (1842–1912), автора более 30 опер, симфоний, хоров, ораторий, балетов. Лучшим исполнителем ее в XX в. признан Ф. И. Шаляпин.

(обратно)

5

…я читаю «Кандида»… — «Кандид, или Оптимизм» (1759) — философская повесть французского писателя и философа Вольтера (наст. имя Мари Франсуа Аруэ; 1694–1778).

(обратно)

6

Смерть — мужчина. До меня это некоторые поняли; Бодлер, например. — Имеется, в виду строка из стихотворения Бодлера «Плавание»: «Смерть! Старый капитан!».

(обратно)

7

— Он останется здесь навсегда, отец (фр.).

(обратно)