Светлейший князь 3 [Михаил Шерр] (fb2) читать постранично, страница - 6

[Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

вернулись уже ночью.

Утром мы с женой пошли на воскресную службу. Наша скромная юрта-храм во время Литургии мне показалась величественнейшим храмом и я просто отдохнул душой от всех тревог и забот, а отдых моему телу несколько часов назад организовала супруга.

Одним словом после воскресной трапезы я был полон сил и готов к следующему подвигу. Каким он будет я еще не знал, а пока надо было срочно заниматься делами, рутинными и не очень.

По нашей Мирской и пограничной тропам в долину пришло двенадцать семей. Все семьи были большие, по восемь человек в среднем. Пять семей оказались твердокаменными староверцами, но от беседы с нашим благочинным они не отказались, она прошла тихо и мирно. После этого с ними дважды беседовал мой тесть и как говориться, решил все технические вопросы.

Староверцы захотели поселиться где-нибудь в совершенной глуши и Леонтий предложил им поселиться где-нибудь в Туве. И они согласились. Окончательное решение отложили до моего приезда. Но к моему приезду они уже все сами решили, какими-то неведомыми мне путями староверцы выведали, что есть за хребтами дикие места, где никто не живет и куда лишь иногда заходят тувинцы-охотники.

Когда я приехал в Мирскую станицу, меня встретил седой старец Михаил Морозов. Другого слова просто не пришло в голову, именно старец, несмотря на двухметровый рост и сохранившуюся огромную физическую мощь. Я знал, что он столбовой дворянин, до двадцати пяти лет служил на Балтийском флоте, а потом внезапно бросил службу и ушел в раскол. Пять лет провел в кандалах в крепости, но от своего решения не отказался.

Из крепости ему удалось бежать и где-то на Севере прибиться наконец к каким-то староверцам. Там он обзавелся семьей и после тридцатилетних скитаний по России оказался у нас. Вмести с ним пришли его пятеро взрослых сыновей. Собственно они представляли одну огромную семью.

Выйдя мне навстречу старец Михаил поприветствовал меня легким наклоном головы, как равный с равным.

—— Приветствую тебя, князь.

—— И я тебя приветствую, господин Морозов. Мне передали, что вы всё для себя решили и просите с миром пропустить вас в горы, —— я был несколько озадачен и не совсем понимал, как разговаривать с этим человеком. Он как открытую книгу прочитал мое смущение, это я увидел по мелькнувшей в его глазах улыбке и тут же бывший флотский решил прийти мне на помощь.

—— Меня звать Михаил Максимович. Ваш священник сказал, что нас никто не будет принуждать отказываться от нашей веры. А ваш тесть, Григорий Иванович, показал мне вашу карту. Мы хотим поселиться в горах между Енисеем и Куртушибинским хребтом и просим пропустить нас туда.

Я много слышал про подвиги староверов и видел зимний поход наших староверцев, но такой просьбы я не ожидал.

—— А вы, Михаил Максимович, уверены, что сможете там выжить?

—— На всё воля божья. Мы признаем вашу власть, как правителя этих мест, и будем защищать эти перевалы, если потребуется. Но нас никто не должен принуждать отказываться от нашей веры.

—— Хорошо. Наши проводники помогут вам туда уйти. Леонтий Тимофеевич даст вам всё, что у нас есть, чтобы вы там выжили. Вы получите пятнадцать ружей и по триста патронов на каждый ствол. Условия такие. Первое, ни ружья, ни патроны не должны попасть в чужие руки, —— я достал карту и расстелил её на столе-барабане, который оперативно принес Прохор.

—— Второе, вы становитесь хозяевами от Енисея до гор среди этих вершин, —— я показал на превышающую две тысячи метров гору Бура Уюкского хребта за речкой Элиг-Хем, гору Беделиг и тропы через перевалы, ведущие к реке Золотой. —— Здесь никто не должен прийти через хребты на север. Через перевал и тропу вдоль реки Золотая будете сообщаться с нами. Ни каких налогов от вас не надо.

Следующим утром твердокаменные ушли в Туран, а уже оттуда Лонгин должен будет проводить их, как говориться, на место. Я же направил свои стопы на завод, где меня заждались.

Машенька одного меня не отпустила и мы по-семейному поехали в нашем вардо. Наш малыш плакал все время пока мы собирались, но стоило нам проехать несколько метров как он заснул, притом так крепко, что мы с женой спокойно разговаривали. И даже покрикивания Прохора на козлах не мешали ему спать.

Я знал в общих чертах, что происходит на заводе, Степан Гордеевич свое дело знал и в Туву еженедельно приходили отчеты. Но видеть всё своими глазами было совсем другое.

По большому счету ничего нового я не увидел, только новые заводские стены, заметно поднялись от прежнего моего визита. Даже работы над новой паровой машиной шли просто черепашьими темпами. Завод был занят одним: клепал оружие. Причем некоторые делали это в буквальном смысле. Петр Сергеевич остановил работы даже на золотом участке.

А вот везде, где хотя бы пахло производством оружия, работа кипела. На двух универсальных токарных и одном фрезерном станках, день и ночь шесть дней в неделю кипела работа, рядом Петр Сергеевич устроил участок окончательной сборки. У Кондрата пятеро