Жития Всеволода-Гавриила и Слово на обретение мощей [Валентина Ильинична Охотникова] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

дня обретения и перенесения мощей псковского князя. Этому событию посвящается публикация «Жития Всеволода-Гавриила» и «Слова о явлении и перенесении мощей», двух произведений начала XVII в., в которых достаточно подробно описываются наиболее значительные события жизни новгородского и псковского князя.


ЖИТИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА-ГАВРИИЛА


Месяца февраля в 11 день.

Житие святого благоверного великого князя, нареченного во святом крещении Гавриилом, псковского чудотворца, бывшего на великом княжении в великом Новгороде.


Богоотец и царь Израильский, песнопевец Давид, словно от лица Господа, пророчески возвестил: «Радуйтеся, праведные, о Господе, ибо правым подобает славословить». Премудрый же Соломон сказал: «Когда воздается хвала праведнику, веселятся люди». Еще большее веселие и благо, если возносится похвала святым, ибо похвала святым восходит до самого Бога и в славу ему претворяется. «Прославляющего меня, сказано, прославлю».

Обо всем этом подумав, захотел и я от скудного своего ума нечто малое принести, от летописных цветов, видимых естественными очами, сладкого меда собрать, составив добродетельное житие благочестия подражателя, терпению столпа непоколебимого, дивного в чудесах, великого князя Всеволода Мстиславича, нареченного по правилам Господним на восьмой день Гавриилом. Но свою немощь и лень зная, сдерживал себя, полагая недостойным коснуться величия его, и готов был в своем неистовом неразумии остановиться и предаться лени, но посчитал более тяжким грехом, если чудодеяния такого великого мужа, от Бога дарованные, забвением покроются. И возложив всю надежду на Бога и на его угодника, блаженного князя Гавриила, о добродетельном его житии от младых лет и до кончины мало что отыскал в истории новгородской. Принялся за дело, что выше наших сил, влекомый желанием душевным и любовию к святому, а также по повелению и благословению владыки отца Геннадия, второго на престоле епископском святой и животворящей Троицы богоспасаемых городов Пскова и Изборска и прочих. [1] И благочестивому и богоизбранному Христову стаду, на слух ваш и любовь хочу беседу предложить пользы ради и потомкам для подражания.

О роде великих князей Русских. Как псалмопевец в псалмах сказал: «Род правых благословится, слава и богатство в домах их». «Сей бо род, - как пишет апостол великий Петр верующим в Господа нашего Иисуса Христа, - род праведный, царское священство, люди, взятые в удел, новый Израиль». Нынешние в славянах великие русские князья - от Рюрика, который был первым великим князем в великом Новгороде, сын у него Игорь, его супругой была великая княгиня Ольга, первая предтеча святого крещения, и веры, и мужества на Руси; у них же был сын Святослав Храбрый. От него же родился великий Владимир, который просветил Русскую землю святым крещением. И после него сын его Ярослав засеял всю землю Русскую божиими словами божественного Писания, и пожал колос благочестия веры строениями городскими, и законами, и церковным благолепием. Он же град Юрьев в Ливонии во имя свое заложил, и в нем храм святого славного страстотерпца, великомученика Георгия, и в Киеве у Золотых ворот храм во имя его же вскоре возвел, и праздник освящения повелел светло праздновать 26 ноября. Сей великий князь Ярослав перед кончиной своей дал наставление сыновьям своим - Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу, определив каждому их владения: старшему Изяславу - Киев и Новгород с прочими; второму сыну Святославу - Чернигов и всю землю восточную, даже и до Мурома; третьему сыну Всеволоду - Переяславль, Ростов, Суздаль и Белоозеро и Поволжие; четвертому сыну Игорю - Владимир с прочими; пятому сыну Вячеславу - Смоленск с прочими. И завещал не переступать брату предел другого брата, не изгонять никого из братьев, сказав Изяславу: «Если кто начнет обижать брата своего, то ты помогай тому, кого обижают». И так завещав им, отошел в вечный мир.

После Изяслава и Святослава сел на великое княжение Всеволод Ярославич. Переяславль же град, свой удел, дал сыну своему Владимиру, внуку же своему Мстиславу Владимировичу повелел княжить в великом Новгороде. И княжил там Мстислав пять лет, родился у него сын от благоверной Христины, преждеупомянутый князь Всеволод, о ком надлежит нам повествовать, по обычаю же был наречен на восьмой день Гавриилом. И был он от первого великого князя Рюрика восьмым, а от Владимира Святославича, просветившего Русскую землю святым крещением, - пятым. Словно новый благой росток маслиничный посреди трапезы благовонной, рос он в юности своей в дому родителей своих благочестивых в добром и благочестивом воспитании, и в обучении божественным книгам, и в правилах Господних воли его, и заповедям его учился день и ночь. И был подобен дереву, посаженному у текущих вод, которое даст плод в свое время.

Когда преставился Всеволод Ярославич, сын его Владимир не хотел преступить завещание деда своего Ярослава и ослушаться отчего слова, пока Бог