Голос Вселенной 1991 № 11 [Юрий Дмитриевич Петухов] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

на фоне агностицизма и безверия, которые уже давно характерны для современной науки. Для православного христианина, с другой стороны, в них нет ничего удивительного; мы знаем, что смерть есть лишь переход от одной формы существования к другой, и мы знакомы с многочисленными явлениями и видениями умирающим – и святым, и обыкновенным грешникам. Св. Григорий Великий (Двоеслов), описывая в своих «Собеседованиях» многие из этих опытов, так объясняет встречу с другими: «Часто бывает, что на пороге смерти душа узнает тех, с кем ей предстоит делить вечную обитель за равную вину или в равное вознаграждение».

«Встреча с другими» обычно происходит непосредственно перед смертью, но ее не следует путать с другой встречей, которую мы теперь хотим описать, встречей со «светящимся существом».

Эту встречу д-р Моуди описывает как «возможно самый невероятный из всех элементов в излученных мною сообщениях, который оказывает самое глубокое воздействие на личность» («Жизнь после жизни»). Большинство людей описывает это переживание как появление света, который быстро увеличивался в яркости; и все опознают его как некую личность, наполненную теплотой и любовью, к которой умерший влечется чем-то вроде магнитного притяжения. Отождествление этого существа, по-видимому, зависит от религиозных воззрений личности – само оно не. имеет узнаваемой формы. Некоторые называют его «Христом», другие – «ангелом»; все, по-видимому, понимают, что это существо, посланное откуда-то, чтобы сопутствовать им.

Почти всегда это существо начинает общаться с только что умершим, больше посредством «передачи мыслей», чем словами; оно всегда говорит ему одно и то же, что понимается теми, кто это пережил, как «Готов ли ты умереть?» или «Что ты сделал в своей жизни такого, что мог показать мне?» Иногда, в связи с этим существом, умирающий видит что-то вроде «обратного кадра» о событиях своей жизни. Однако все подчеркивают, что это существо ни в коем случае не произносит какого-либо «суда» об их прошедшей жизни или поступках; оно просто пробуждает их подумать над своей жизнью.

Д-ра Оснс и Харальдсон также отмечают в своих исследованиях некоторые встречи с таким существом, замечая, что видение света является «типичным» качеством потусторонних посетителей и предпочитая вслед за д-ром Моуди называть существа, видимые или ощущаемые в этом свете, просто так «светлые фигуры», а не как духовные существа или божества, как часто их воспринимают умирающие.

Кто или что это за «светящиеся существа»?

Многие называют эти существа «ангелами» и указывают на их положительные качества: они «светлые», полны «любви и понимания» и внушают мысль об «ответственности» за свою жизнь. Но ангелы, известные православному христианскому опыту, намного более определенны и но внешности, и но функциям, чем эти «светящиеся существа».

В кн. Даниила (гл. 10) мы читаем, что даже при первом своем ослепительном появлении ангел имел человеческий облик, но только такой яркий («лицо его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его но виду – как блестящая медь»), что он был невыносим для человеческих глаз. Следовательно, внешность ангела такая же, как и у человека, но поскольку ангельское «тело» нематериально и само лицезрение его огненного сияющего явления может ошеломить любого человека, все еще пребывающего во плоти, явления ангелов, по необходимости, должны быть приспособлены к взирающим на них людям, представляясь менее сияющими и внушающими страх, чем это есть на самом деле.

Если точное определение ангельской природы известно одному Богу, то понимание деятельности ангелов (по крайней мере, в этом мире) доступно каждому, ибо об этом имеется масса свидетельств как в Писании и святоотеческой литературе, так и в житиях святых. Чтобы полностью понять явления, которые бывают умирающим, мы, в частности, должны знать, как являются падшие ангелы (бесы). Настоящие ангелы всегда являются в своем собственном виде (только менее ослепительном, чем на самом деле) и действуют только для того, чтобы выполнить волю и повеления Бога. Падшие же ангелы, хотя иногда и являются в своем собственном виде (св. Серафим Саровский по собственному опыту описывает его как «гнусный»), но обычно принимают разный облик и творят многие «чудеса» властью, которую они получают в подчинении «князю, господствующему в воздухе» (Еф. 2:2). Их постоянное место пребывания – воздух, а основное дело – соблазнять или запугивать людей и таким образом влечь их за собой к погибели. Именно против них и идет борьба христианина: «паша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Блаженный Августин в своем малоизвестном трактате «Определение бесов», написанном в ответ на просьбу объяснить некоторые из многочисленных бесовских явлений в древнем языческом мире, дает хорошее общее представление о делах бесов:

«Природа бесов такова, что через