Что такое чудеса? [Виктор Ноевич Комаров] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

наступает момент, когда сказочное уходит в сказку.

Впрочем, сказки от этого не теряют своей прелести, и мы с удовольствием снова и снова возвращаемся к ним и в зрелые годы.

Но рядом с вопросами о том, возможно ли сказочное в окружающем нас мире, неизбежно вертится и еще один вопрос. Куда более серьезный! Возможно ли сверхъестественное? Оправданы ли представления о сверхъестественных силах, составляющие основу религии? И вопрос еще более сложный: почему к обычным волшебным сказкам и сказкам религиозным столь различное отношение? Наверное, и многие из вас не раз над этим задумывались.

Все мы — пионеры, комсомольцы, коммунисты — атеисты и материалисты. Мы убеждены в том, что в мире нет никаких божественных, сверхъестественных сил, ничего такого, что нельзя было бы изучить и объяснить с помощью науки. Мы активно боремся с религиозными представлениями, стараемся переубедить верующих, заблуждающихся людей, оторвать их от религии. Везде, где это возможно и уместно, мы не устаем повторять, что религия — это заблуждение, обман, что религиозные сказки дают неправильные, ложные представления об окружающей нас Вселенной, уводят человека в призрачный мир несбыточных грез и надежд, отвлекают его от насущных дел, от решения тех грандиозных задач, которые стоят перед советскими людьми. Об этом вам говорят учителя на уроках в школе, вожатые на пионерских сборах, об этом читаются лекции, ставятся пьесы и кинокартины, сочиняются стихи, пишутся книги…

Но если задуматься — как-то странно получается. В то же самое время печатается множество книг-сказок, снимаются кинофильмы-сказки, даже выпускаются игрушки — маленькие копии ваших любимых сказочных героев: Иванушки-дурачка, Емели, Хоттабыча, Конька-горбунка, Винни-Пуха. Есть даже еженедельная телевизионная передача «В гостях у сказки», которую вы стараетесь никогда не пропускать. Сказки рассказывают вам бабушки и дедушки, мамы и папы, замечательные сказки написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин; кто не знает сказок Андерсена; к сказке обращались и другие известные писатели: Николай Васильевич Гоголь — «Вечера на хуторе близ Диканьки», Сергей Тимофеевич Аксаков — «Аленький цветочек», Алексей Николаевич Толстой — «Приключения Буратино», Владимир Федорович Одоевский — «Городок в табакерке», Павел Петрович Бажов — «Каменный цветок»; чудесные сказки складывались и в народе и передавались из уст в уста, из поколения в поколение…

Почему же, в самом деле, столь разное отношение? Одним сказкам — почет и уважение, а другие — религиозные — объявляются ложными и вредными. Почему одни помогают человеку войти в жизнь, стать полноценным членом нашего общества, а другие «уводят» от реальной жизни? Ведь и в тех, и в других описываются события чудесные, с точки зрения науки абсолютно невозможные. Скатертей-самобранок, ковров-самолетов, волшебных палочек, добрых и злых волшебников, всесильных фей и могучих джиннов, с которыми мы на каждом шагу встречаемся в наших любимых сказках, в действительности не существует и не может существовать, точно так же как чертей, ангелов, дьявола и самого господа-бога — непременных действующих лиц сказок религиозных.

Вот об этом и пойдет речь в книге, к чтению которой вы приступаете. Научиться отделять действительное от сказочного, различать сказку оптимистическую, жизнеутверждающую от религиозных фантазий — это первый шаг к пониманию того сложного общественного явления, которое называется религией. К пониманию естественной природы, естественных причин всех без исключения происходящих в мире явлений. В том числе и к пониманию подлинных причин всевозможных «таинственных» и загадочных «житейских историй», рассказы о которых нам нередко приходится слышать, а иногда и самим становиться их свидетелями и даже непосредственными участниками.

ГЛАВА 1 Сказку рождает жизнь


СКАЗКА СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ


Я уверен: среди тех, кто будет читать эту книгу, не найдется ни одной девочки и ни одного мальчика, которые не любили бы сказок. Вы охотно слушаете их, читаете, смотрите на кино- и телевизионных экранах. Сочувствуете сказочным героям, переживаете их победы и поражения, успехи и неудачи. И наверное, познакомившись с той или иной сказкой, отчетливо понимаете, чему она учит, какую правду несет людям.

Вспомним хотя бы хорошо всем известную «Сказку о Попе и о работнике его Балде». Смысл этой сказки с предельной ясностью запечатлен в ее последней строке: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной…» Она разоблачает скупость и жадность, как и не менее знаменитая «Сказка о рыбаке и рыбке».

Впрочем, есть в этих сказках и многое другое. Вспомните, как пушкинский Балда ловко и остроумно выполнял, казалось бы, невыполнимые поручения попа. В этом образе нашла свое выражение народная мудрость, находчивость, умение