Основы этнопсихологии [Альберт Агабекович Налчаджян] (epub) читать постранично, страница - 3
Книга в формате epub! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- . . .
- последняя (178) »
При рассмотрении целого ряда проблем автор высказывает новые идеи и гипотезы, излагает результаты собственных исследований. Но в целом книга представляет собой попытку творческого синтеза результатов исследований многих и многих авторов, работавших и еще работающих в различных странах. Привлекаются идеи и сведения не только из собственно этнопсихологических, но и из других наук: исторических, социологических, антропологических, языковедческих, религиоведческих, философских и других работ.
Используются сведения о самых различных этносах, поскольку только таким путем можно создать этнопсихологию как науку об этнических группах. Но даже для понимания природы и исторической судьбы определенной нации или этноса требуется выйти за ее “пределы” и исследовать прошлое и настоящее других народов, их культуру и деяния.
Книга представляет собой попытку освещения ряда основных проблем современной этнопсихологии в их систематическом изложении. Ввиду обострения этнических конфликтов во многих регионах мира, в том числе на территории бывшего СССР, и протекания бурных этнических процессов, актуальность выпуска такого труда, надеемся, не вызовет сомнений у читателей. Мы стремились к тому, чтобы изложение было общедоступным и, вместе с тем, строго научным, поскольку книга предназначена не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, в том числе студентов и аспирантов. Мы надеемся, что она будет использоваться в вузах в качестве основы для чтения спецкурсов по этнопсихологии.
Более подробно проблемы этнической самозащиты, характерологии и этногенеза рассматриваются в отдельных монографиях[3].
А. А. НалчаджянАвгуст 2002 г.
Часть I. Этнос, нация, этнопсихология
Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии
§ 1. Социальная группа и индивид
Иногда утверждают, и это можно услышать от многих вполне разумных людей, что нельзя о целой нации говорить, что она хорошая или плохая, честная или нечестная, агрессивная или добрая, полноценна или страдает комплексом неполноценности, умственно высоко– или слаборазвита и т. п. Главный аргумент рассуждающих таким образом людей сводится к тому, что в любой этнической группе встречаются как добрые, так и агрессивные, как умные, так и глупые, как честные, так и нечестные люди, и всякое обобщение в этой области недопустимо. Может показаться, что это действительно очень разумный и мощный аргумент и полностью соответствует реальностям жизни и нашему повседневному опыту. Мы в какой-то момент обезоружены и думаем, что, к примеру, агрессивность турка и его склонность к разбойному образу жизни – лишь черты, характерные для отдельных представителей этой нации, а в целом турецкая нация мало чем отличается от других наций. А может быть вообще не стоит исследовать психологию этносов и наций (высшей ступени развития этносов) и их психологические различия, и следовательно психология должна ограничиваться исследованием индивидов без учета их принадлежности к различным этническим группам?
Встречаясь с подобными рассуждениями, начинаешь ясно осознавать, какое существует большое различие между научным подходом к определенному явлению и его повседневным, дилетантским восприятием. Правда, и многие неспециалисты чувствуют, что между представителями разных наций и этнических групп есть какие-то различия, и все же проблемы этнической психологии можно решать лишь путем серьезных научных исследований.
А если это так, возникает вопрос: достижения какой науки следует принять за основу для успешного раскрытия психического склада, характера и других особенностей этнических групп и их представителей?
Вполне понятно, что в первую очередь это должна быть та наука, которая исследует взаимоотношения людей в социальных группах, поведение личности в присутствии и под воздействием других людей. Речь идет, прежде всего, о социальной психологии, основной и интенсивно развивающейся науке, которая исследует межличностные отношения в социальных группах, а также взаимоотношения самих социальных групп. Почти по всем вопросам, которые обсуждаются в этой книге, наш подход – личностный и социально – психологический, хотя мы будем широко опираться на данные других наук – социологии, этнологии, антропологии (физической и культурной), языкознания, психолингвистики, истории и ряда других. Поэтому начнем наше
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- . . .
- последняя (178) »
Последние комментарии
21 часов 51 минут назад
1 день 8 часов назад
1 день 20 часов назад
2 дней 3 часов назад
2 дней 4 часов назад
2 дней 6 часов назад