Агрессивность человека. Том 2. Социальная и этническая психология агрессии [Альберт Агабекович Налчаджян] (epub) читать постранично, страница - 3

Книга в формате epub! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Озлобленность, наряду с ненавистью и презрением, является одним из мотивирующих истоков агрессивного поведения.

Но существует также неспецифическое физиологическое возбуждение, например такое, которое наступает в результате физических упражнений, жары или сильного холода и т. п. Речь идет фактически о неспецифических стрессовых состояниях организма. Являются ли они условием (или благоприятствующим фактором) возникновения агрессивного поведения? Оказывается, могут быть таковыми. Но, как известно из знаменитых опытов Стенли Шехтера, состояния возбуждения переживаются различным образом в зависимости от того, с какими факторами их связывают переживающие их индивиды. Общее состояние психофизиологической возбужденности конкретизируется в форме той или иной эмоции в зависимости от того, с чем человек связывает ее, как объясняет ее для себя[6].

Телесное возбуждение усиливает любую эмоцию. Но когда человека спрашивают о причинах его эмоционального состояния, в частности – об агрессивности, он может делать атрибуции на другие причины или повод и т. п.[7]

Данный аспект проблемы об условиях, способствующих агрессии, разрабатывает Дольф Зильман, который предложил теорию переноса возбуждения. Согласно этой концепции, возбуждение, вызываемое у человека в одной ситуации, может быть перенесено в другую ситуацию, приведя к усилению другой эмоции[8]. Например, общее возбуждение в одной ситуации может усилить радость, а в другой – гнев и агрессивность. Можно предложить следующую гипотезу, существенно дополняющую “теорию” Зильмана: возможно, что именно по причине такого переноса у легко возбудимых людей эмоциональные состояния быстро чередуются в зависимости от того, в каких ситуациях поочередно они оказываются или воздействию каких раздражителей подвергаются.

Правда, как заметил Зильман, выражение гнева или какой-либо другой эмоции зависит не только от общего возбуждения (или наличия у человека источника энергии), но также от усвоенных привычек, установок и от личной интерпретации ситуации и своего возбужденного состояния. Известно, что определенное событие вызовет у нас агрессивную или иную реакцию в зависимости от того, как мы интерпретируем его. Более того, согласно Д. Зильману, психофизиологическая энергия может переноситься из одной ситуации в другую, и остаточное раздражение, причина которого теперь уже забыта, может стимулировать другую эмоцию. Вот почему люди часто неадекватно сильно реагируют на казалось бы незначительные неприятности.

В. Агрессивные действия других людей

Агрессивность человека усиливается и в том случае, когда в окружающей ситуации совершаются события или налицо условия, вызывающие сильные сексуальные и враждебные эмоции, особенно когда сами эти события включают агрессивные акты других людей. Такими стимулами являются, например, кинофильмы о войне, спортивные состязания с сильным креном к агрессивному соперничеству (бокс, борьба, иногда – хоккей и футбол и т. п.). Такое же воздействие на людей оказывают другие сходные события.

В реальных ситуациях жизни редко бывает, когда один человек выступает только в роли агрессора, а другой – исключительно в роли его жертвы. Люди обычно отвечают на агрессию и между ними развертывается агрессивное взаимодействие. В этом процессе агрессивные действия одного из них вызывают агрессивные ответы другого и так – до определенного результата[9]. Отметим, что сходное – но в значительной мере качественно иное и более сложное – агрессивное взаимодействие имеет место также между социальными группами, общинами, организациями, этносами и государствами.

Соперничество за обладание ограниченными ресурсами обычно является агрессивным взаимодействием или содержит значительную долю агрессивных действий – физических, словесных и символических. В межэтнических отношениях такой процесс может начинаться с неагрессивных, мирных требований одной стороны, когда они истолковываются другой стороной как несправедливые и насильственные, вызывают агрессивные ответы. На эти действия первая группа уже вынуждена отвечать агрессивно и начинается социально-психологический процесс агрессивного взаимодействия этнических групп и государств. В определенной мере именно это и случилось между армянским Нагорным Карабахом и Азербайджаном начиная с февраля 1988 года, хотя корни этих конфликтов – в глубине истории. Турецкие племена начиная с XI века начали свои захватнические проникновения на земли народов Малой Азии и Закавказья, но в настоящее время считают себя здесь хозяевами, причем самыми древними! Иррационализм здесь сочетается с эгоистической расчетливостью и примитивной жестокостью.

Являются ли агрессивные действия других – словесные или физические атаки – фрустраторами? Если придерживаться строгого определения фрустрации как блокады