Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона [Владислав Владимирович Головач] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Думать Головой»), Эта книга, мягко говоря, не такая.

♦ Я верю, что почти любой человек может спроектировать прекрасный интерфейс (всего-то нужно чуть-чуть развитого эстетического чувства, чуть-чуть эмпатии,[4] чуть-чуть интеллектуальной честности), — но только если дать такому человеку очень много времени. Задача сделать прекрасный интерфейс в сжатые сроки гораздо более сложна и как таковая доступна не всем. Соответственно, я старался писать не о том, как сделать хороший интерфейс, а о том, как сделать интерфейс быстро и с максимальным КПД. Это сильно ограничивает изложение — о работах с низким КПД я просто старался не писать.

♦ Несколько раз я употребил обсценную лексику. Если вас коробит от невинного слова «какашка», немедленно переставайте читать — дальше будет только хуже.

Теперь вы знаете достаточно, чтобы решить, читать или не читать дальше.

Введение: Искусство мыть слона

«Писать книгу — это как мыть слона: трудно решить, с чего начать, и трудно понять, где слон уже вымыт, а где ещё нет».

Не знаю, кому принадлежит этот афоризм (поиск в интернете не дал результатов), но верность его я испытал на собственной шкуре. Это верно для книг и так же верно в отношении дизайна интерфейсов.

Все просто: слон большой, но и любой проект тоже большой. В нём много работы вообще и даже много разных видов работ. Нужно знать, что делать, когда делать, когда переставать это делать.

♦ Какую часть слона вы начнёте мыть первой?

♦ Когда сочтёте её чистой и перейдёте к следующей части?

♦ Как, собственно, убедить других, что слон уже вымыт (у них может быть и, по-видимому, действительно будет своё мнение по этому вопросу)?

Эти три вопроса порождают другие вопросы:

♦ Как определить чистоту слона?

♦ Какую степень чистоты можно считать достаточной?

♦ Каким КПД должна обладать ваша работа по мытью слона? И как этот КПД можно улучшить?

И ещё мириады других.

Так вот, на мой взгляд, процесс дизайна — это правильное задавание таких вопросов и поиск правильных ответов на них. Причем это не фигура речи — я давно убедился, что свободное творчество, не структурированное подобными вопросами, ужасающе непродуктивно. Чтобы ответить на эти вопросы, вам придется выбрать адекватный процесс и воспользоваться адекватными эвристиками. А поскольку в каждом конкретном проекте вопросов немного, трудно будет упустить что-то важное.

Хочу сразу отметить, что хотя слово «придется» выглядит угрожающе, ничего страшного в нем нет. В вопросах нет ничего исключительного. Если у вас есть понимание, что вы делаете и зачем, отвечать на них легко. А понимание, в свою очередь, получить несложно.

Я утверждаю, что если регулярно задавать самому себе по ходу проекта эти вопросы и максимально честно на них отвечать — вы сделаете хороший дизайн (в частности, интерфейс). Вопросы не дадут вам принять малоудачных проектных решений и заставят использовать правильный процесс.

Этим вопросам эта книга и посвящена. Она не может научить вас проектировать хорошие интерфейсы (и думаю, что ни одна книга этого не сможет), но зато научит оценивать их профессионально (а значит, и проектировать их), в частности:

♦ работать производительно, не совершая глупых ошибок

♦ ставить перед собой адекватные цели.

Эти навыки очень важны. Без них, к примеру, дизайнер может потратить большую часть времени проекта на улучшение незначимых свойств незначимых частей интерфейса, причем сделать это неприлично медленно; разругаться с заказчиком, но сохранять искреннюю веру в то, что всё было сделано правильно и что заказчик — придурок, ничего не понимающий в дизайне интерфейсов.

В начале моей карьеры всё это случалось и со мной, что было вредно как для нервов, так и для кошелька. Вам повезло — вы сможете научиться на чужом опыте.

Часть 1 Продуктивная работа

Сделать плохой дизайн можно не только плохим процессом или игнорированием (или неимением) знаний, но и неадекватной, а значит, непродуктивной деятельностью.

Я обнаружил, что существует несколько простых правил поведения (можете считать их заповедями), позволяющих избежать низкой продуктивности. Разумеется, список этих правил неполон — составить его может только существо безгрешное, а сам я, безусловно, не таков. Но лучше что-то, чем вовсе ничего.

Улучшайте, а не делайте хорошо

Большая часть артефактов, с которыми мы сталкиваемся, уже готовы. Архитектор уже спроектировал здание, в котором вы сейчас находитесь. Монитор, с которого вы сейчас читаете, уже сделан, как и стол, за которым вы сидите на уже сделанном стуле. Глядя вокруг, трудно не увериться, что все творения человеческих рук рано или поздно становятся готовыми.