Звуки города [Ирина Калитина] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

была известна, а место это располагалось в центре города.

Следующей остановкой стала Университетская набережная.

— «Это — древний Сфинкс, глядящий

Вслед медлительной волне,

Всадник бронзовый, летящий

На недвижном скакуне».

— Смотрите-ка, — хихикнула худенькая высокая девочка в мини юбке, большущих очках, с конским хвостом на затылке.

Группа вышла из автобуса у дворца Меншикова, Первого генерал-губернатора города. Со здания, стоявшего рядом, осыпалась штукатурка, фрагменты лепки лежат на земле, кирпичи приобрели подвижность и грозят выпасть, окна заколочены фанерой, стёкла разбиты.

— Ленинград после блокады, — продолжила гостья северной столицы, по сложению напоминающая Ахматову на портрете Альтмана.

— Здание, как и сам дворец, принадлежало Меншикову, построено оно в стиле петровского барокко и тянется почти, на пол километра. После опалы Александра Даниловича, его занимал Первый Кадетский корпус, с тридцатых годов прошлого века — Военная академия тыла и транспорта.

— Кто же сегодняшний владелец, допустивший такое разрушение? — сочувственно спросил мальчик. В светлых глазах и жёлтых волосах его было что-то есенинское, однако, нежная мягкость молодого человека не соответствовала образу поэта-скандалиста.

«Чтобы перевоплотиться в буйного пропойцу и хулигана ему понадобится большой талант», — мелькнула мысль в голове гида.

— Передано Санкт-Петербургскому государственному университету в 2011-м. С тех пор со стороны фасада не производилось работ, учебное заведение, похоже не имеет средств.

— Бедный, бедный Питер — педагог сочувственно поставил «точку» на обсуждении этого вопроса.

По дороге в квартиру Блока Александр Григорьевич задержал автобус у съезда с Благовещенского моста, чтобы познакомить москвичей с установленным в 2014-м году памятником главного архитектора города петровского времени Доменико Трезини. Потомки признательны ему за Петропавловский собор на Заячьем острове, комплекс Александро-Невской лавры, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I и не только.

Скульптура расположена перед зданием, которое зодчий спроектировал для себя.

— Почему соседний дом скрыт фальшивым фасадом? Его планируют ремонтировать? — вопрос самого высокого мальчика в группе, только этим он и похож на Маяковского.

— «Планируют», почти, двадцать лет, а пока там ночуют бомжи, случались пожары. Здание тоже выполнено по проекту Трезини, немного таких раритетов осталось в Питере. Когда они разрушатся, на их месте возведут стеклянные бизнес-центры, а для потомков останутся лишь популярные точки туристических маршрутов, типа Эрмитажа, Петропавловки, Медного всадника, да стихи.

Наконец-то, квартира Блока на углу улицы Декабристов и набережной реки Пряжки.

Посетителями её были замечательные литераторы: Валерий Брюсов, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Ахматова, Есенин, Мандельштам, Маяковский.

Ребята притихли, удивлённые простотой, интеллигентностью, чувством собственного достоинства, исходившим от обстановки и стен.

Следующая цель экскурсии — кафе «Бродячая собака» на Итальянской улице, легендарное место «тусовки» начинающих поэтов, писателей, художников, музыкантов. Название придумал Алексей Толстой, сравнивая молодых людей, ищущих своё место в искусстве, с бездомными животными.

Группа узнала историю открытия арт-кафе, услышала известные и неизвестные фамилий его завсегдатаев.

— «Да, я любила их, те сборища ночные,

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжелый, зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки…», — такими вспоминала эти встречи Ахматова и воспроизвёл Александр Григорьевич.

Подвал «Бродячей собаки» возродили в 2001-м году, висит афиша концертов. Можно зайти, если позволяет кошелёк.

Лепной карниз над входом в «подвальчик» задрапирован сеткой, иначе отваливающиеся от него куски штукатурки убьют посетителей и «звук» этого падения отзовётся в многочисленных СМИ, как уже случалось не раз.

С Итальянской группа направилась к дому Мурузи, известному роскошным фасадом и литераторами, жившими в нём.

— Самый известный из них — Иосиф Бродский. Его «Полторы комнаты» расположены на втором этаже. Но для путешествия по Серебряному веку имеет значение знаменитейшая пара, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, идеологи символизма. В их апартаментах собиралось изысканное общество, в том числе и Блок, — продолжил рассказ Александр Григорьевич.

Далее ребята услышали о странностях брака этих необычных людей и о гостях их салона.

— Каким годом датируется конец Серебряного века?

Гид не дождался ответа.

— Война 1914-го года.

«Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня.

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня», — боевой опыт от Гумилёва.

Тогда же, встретив Блока в армейской форме, Николай поделился с Анной: «Неужели