10 уроков филиграни [Рая Умяровна Рамазанова] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

стебель с побегами с двух сторон. В ходе развития филигранного искусства преобладание тех или иных проволок или лент, корнеров и веревочек варьировалось, мотивы орнаментов менялись. Но неизменно оставались прекраснейшие произведения сканого искусства.

Применение проволоки различной толщины, чередование глади и скани позволяют мастеру выполнять разнообразнейшие узоры, поражающие своей сквозной легкостью, раскрыть все богатство своего одаренного воображения.

Чаще всего применялась плоская (оклады икон, например, или книг) и объемная филигрань: изделия, выполненные сначала внутри определенного контура в плоскости, а затем выгнутые в нужную форму в пространстве (сухарницы, подстаканники, ларчики и т. п.).

Если сканый орнамент выполнялся на металлическом фоне, а затем припаивался, такую работу называют напаянной или фоновой филигранью. Здесь часто используют эмали, прочные стеклообразные покрытия разного цвета, закрепляемые обжигом. Такие изделия необычайно смотрятся, поражая своей яркостью, волшебным сочетанием сканого узора и многоцветной эмали.

В современном филигранном деле часто используется напайная скань, фоном для которой служит узор, набранный в заданном контуре. На него выкладывают элементы в виде листочков и цветов, компонуя в веточку или стебель с листьями и цветами.

Мотивы филигранных узоров перекликаются с мотивами, используемыми во многих изделиях русского декоративно-прикладного творчества, что говорит о стойкости многовековых народных традиций.

Изделия из филиграни изготавливались на Руси повсеместно. В разное время, в зависимости от экономического и политического значения, влияющего на торговые связи (серебро до XVII века ввозилось в Россию в виде слитков и монет), взлета и падения, один из городов становился значительным центром этого ремесла, отличающегося от других яркими индивидуальными особенностями, характерными орнаментами, чистотой работы. В разное время таким центром становился Великий Новгород, который в течение многих столетий был ведущим центром филигранного дела. Москва, заблиставшая в XVI веке своими эмалями, оставалась долгое время лидером, меняя манеру исполнения, стиль, характер узоров. Северные города России (Вологда, Великий Устюг, Архангельск и другие) всегда отличались изделиями высочайшего качества, богатейшими индивидуальными орнаментами, перекликающимися с северным народным искусством.

Современные мастера стремятся сохранить русские традиционные формы филигранных изделий (серьги-колты и калачи, гривны и т. д.), манеру исполнения, приемы и принципы работы, принятые в этой технике, сообразуясь в то же время с современными требованиями. Это отличает российских мастеров от американских и европейских, где национальные особенности не прослеживаются и большинство исканий, связанных с формами и приемами, следуют моде, так называемому «дизайн-стилю».

В филигранном деле нет сложного оборудования и многочисленных инструментов, используемых, например, при ювелирных монтировочных работах. Изготовление филигранного украшения не требует большой физической силы, а лишь желания, терпения, внимания, четкости и точности. Эти требования как бы предполагают участие женщин. И женщины с успехом осваивают эту работу. Идеальное сочетание, когда муж занимается изготовлением проволоки и пайкой, а жена с любовью и долготерпением, на которые способна лишь женщина, выкладывает задуманный узор.

Содержание и последовательность предлагаемых уроков позволит читателю подробно ознакомиться с материалами и инструментами, необходимыми для работы, техникой и технологией ручного изготовления филигранной проволоки и изделий из нее в домашних условиях.

Урок 1. Инструменты и материалы

Для работы потребуется довольно много инструментов: для заготовки проволоки; для работы с готовой проволокой; для обработки готового изделия. Некоторые инструменты найдутся у вас дома, что-то придется изготовить своими руками, какой-то инструмент — купить. Стоит он не дешево, и найти его не просто. Ну что ж, просто, наверное, только вязальные спицы купить, а вы собрались обучаться сложному ювелирному ремеслу.


Вам понадобятся:

Монтажный набор (флацанги, круглогубцы, кусачки и шило).

Корнцанги.

Надфили и напильники.

Стальная сетка и биндра.

Кусок толстой резины и пуанзелы.

Деревянный молоточек и обыкновенный молоток.

Березовая поперечного среза доска.

Фанерный лист размером 50x30 см.

Ригели.

Ювелирные и обычные тиски.

Леткал.

Плоский леткал (о нем позднее).

Шперак.

Плоскогубцы и цицанги (плоскогубцы с мелкой насечкой на рабочих поверхностях).

Ложка.

Ингус.

Вальцы и две крепкие струбцины.

Циайзен (или фильеры, или волочильная доска).

Крацовочная щетка.

Мотор.

Полировочные пасты, мел или зубной порошок.

Полировочные щетки (щетинные и матерчатые).

Газовый баллон с трубкой,