Прекраснейший текст! Не текст, а горький мёд. Лучшее, из того, что написал Михаил Евграфович. Литературный язык - чистое наслаждение. Жемчужина отечественной словесности. А прочесть эту книгу, нужно уже поживши. Будучи никак не моложе тридцати.
Школьникам эту книгу не "прожить". Не прочувствовать, как красива родная речь в этом романе.
Интереснейшая история в замечательном переводе. Можжевельник. Мрачный северный город, где всегда зябко и сыро. Маррон Шед, жалкий никудышный человек. Тварь дрожащая, что право имеет. Но... ему сочувствуешь и сопереживаешь его рефлексиям. Замечательный текст!
Первые два романа "Чёрной гвардии" - это жемчужины тёмной фэнтези. И лучше Шведова никто историю Каркуна не перевёл. А последующий "Чёрный отряд" - третья книга и т. д., в других переводах - просто ремесловщина без грана таланта. Оригинальный текст автора реально изуродовали поденщики. Сюжет тащит, но читать не очень. Лишь первые две читаются замечательно.
— Ваня повернулся к приютившимся на диване девушкам. — Слыхали, его князь в таких хоромах в одиночку со своей четой проживал. Да тут целый полк поставить можно.
— Дворец — не казарма, молодой человек, — сухо возразил управляющий.
Тут вступил нетерпеливый и дотошный Миша Потапов.
— Сколько же получал Юсупов с дипломатов за пользование дворцом? Наверно, договор какой-нибудь был или контракт, или как это водится у буржуев?..
— Поверьте, мне скрывать нечего, — ответил управляющий, — никаких договоров не было. В этом деле князю помогли его заграничные друзья. Я получил из Парижа письмо князя с распоряжением передать дворец в пользование дипломатов, чтобы спасти его от конфискации большевистскими властями. Платить иностранные миссии — насколько я осведомлен — ничего не платили, но за свой счет содержали дворец и его штат. Разумеется, без них мы не могли бы получить ни куска угля, ни грамма продуктов. И, как видите, прошло почти полтора года с большевистского переворота, а дворец в полном порядке и сохранности, — не без гордости закончил управляющий и, слегка поклонившись, вышел.
— Круговая порука у ваших буржуев! — бросил вслед ему Ястржембский.
Съев по краюшечке хлеба, посыпанного песком, и по селедочному хвосту, мы опять сменили наших часовых и взялись за поиски.
В первый день в роскошной княжеской столовой, в двух огромных буфетах, за полками, заставленными всяческой посудой, обнаружили богатую коллекцию охотничьих ружей — более тридцати штук. В жизни не видели мы такой красоты. Полированные, инкрустированные серебром, перламутром, слоновой костью ложи, стволы с золотой насечкой... Каких тут только не было ружей! Кажется, не стрелять из них, а только на стенки вешать.
— В какую графу будем записывать? — спросила Аня, которой поручили мы вести учет всему найденному.
— Наверно, в оружие и военное снаряжение, — ответил Свитин, целясь из двуствольного бельгийского ружья в толстощекого купидона на карнизе буфета. — Куда же еще?
— Ладно, пиши в оружие, — подтвердил я.
В этом списке у нас уже кое-что значилось. Сам управляющий сдал два револьвера: один — системы «смит-вессон», другой — «браунинг», и предъявил разрешение на их ношение, выданное еще канцелярией царского градоначальника Петербурга.
— Один револьвер находился у меня, другой — у швейцара. Но клянусь вам, из них не было сделано ни одного выстрела, — уверял он.
— Даже когда убивали тут Гришку Распутина? — с ехидством спросил Эдик Грантин.
— Мы в этом деле не участвовали. Там применялось личное оружие высоких особ, — с нескрываемым почтением ответил управляющий.
Несколько охотничьих ружей сдали служащие. Из военного снаряжения не нашли мы ничего. Правда, Рая Васильева предложила записать как военное снаряжение обнаруженный нами целый склад седел, чепраков, конской сбруи и других принадлежностей для верховой езды. Но какое же это военное снаряжение?
Когда отправляли нас во дворец, Клявс-Клявин говорил, что Юсупов был одним из самых богатых людей старой России, слыл ценителем и покровителем искусств. О богатстве его дворца на Мойке, как и прочих дворцов и вилл, ходили легенды. Самого князя с княгиней революция застала за границей. И поэтому вряд ли он мог что-либо из дворца вывезти, особенно крупные вещи. «Ищите, товарищи, все должно быть здесь, все должно быть изъято и передано народу», — напутствовал нас Клявин.
А мы ничего не находим, никаких сокровищ искусств. Роскошные залы и комнаты обставлены богатой мебелью, ковры, хрусталь, всякая бронза, фарфоровые вазы... Но все это не то. Не то, что велели нам искать.
По стенам зал, гостиных и комнат бывшей картинной галереи висят на своих местах богатые золоченые рамы. Но... без картин. Холсты вынуты.
— Где спрятаны картины? — еще утром, увидев такое дело, спросил я управляющего.
— Почему спрятаны? Картины и все ценности давно вывезены за границу.
— Тут, судя по количеству рам, нужны были целые вагоны.
— Друзья князя пользовались правом бесконтрольной перевозки почты и дипломатического багажа.
Все это было похоже на правду. Но верить не хотелось. Главное сомнение вызывало само существование управляющего и большого штата служащих. Если ценности вывезены, для чего же старания спасти дворец от конфискации? Для чего содержать столько служащих? Для чего так логично и настойчиво убеждать нас в бесполезности поисков?
Если все вывезено, то и бояться нечего — ищите, сколько хотите...
Нет, что-то тут не так.
«Ищите там, где изразцы!..»
На вторые сутки мы уже уверенно ориентировались в многочисленных покоях дворца. С удивлением находили круглые сооружения типа башен, встроенные в прямоугольные корпуса. Помещения соединены коридорами, кривыми переходами, винтовыми лестницами.
Здание старинное — простояло почти 200 лет. За эти столетия много раз перестраивалось и
Последние комментарии
7 часов 44 минут назад
18 часов 3 минут назад
1 день 6 часов назад
1 день 13 часов назад
1 день 14 часов назад
1 день 15 часов назад