Детство [Василий Сергеевич Панфилов] (fb2) читать постранично, страница - 118


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

name=t95>

47

Бальмонт Константин Сергеевич, написано в 1906 году.

(обратно)

48

Бить баклуши – первоначально разрезать полено вдоль на несколько частей – плах, закруглять их снаружи и выдалбливать изнутри. Из таких плах – баклуш – делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовка баклуш, в отличие от изготовления изделий из них, считалась легким, простым делом, не требующим особого умения. Отсюда и значение – «делать несерьёзное, ненастоящее дело» или «ничего не делать».

(обратно)

49

Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) – вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

(обратно)

50

Мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).

(обратно)

51

Такая практика существовала вполне официально. Попасть в сиротский приют (сиропитательный дом) можно было только за деньги, притом немалые. Бесплатных мест было очень мало, и предоставлялись они только по великому блату.

(обратно)

52

Воспитательный. Тот же сиротский приют, но уже государственный, бесплатный. Народное название меткое, вполне соответствовало действительности – смертность там была жуткая.

(обратно)

53

Великий князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857, Царское Село – 4 (17) февраля 1905, Москва) – пятый сын Александра II; московский генерал-губернатор. В народе его ненавидели.

(обратно)

54

Коровья смерть (Скотья смерть, Товаряча смерть, Чёрная Немочь) – у восточных славян персонификация смерти рогатого скота. Практически повсеместно был распространён обряд изгнания Коровьей смерти, который совершался во время падежа скота или в профилактических целях. Считалось, что появляется Коровья смерть чаще всего в день Агафьи Коровницы в виде коровы или кошки, чаще всего чёрной, или собаки, иногда в облике коровьего скелета.

(обратно)

55

Enfantterrible (иногда это крылатое выражение встречается в русской транслитерации – анфантерибль или анфантеррибль) – несносный (избалованный, капризный, озорной, непоседливый) ребёнок, происходит от французского выражения, появившегося в XIX веке, которое буквально означает «ужасный ребёнок». В научных изданиях Enfant terrible классифицируется как пример фразеологизма-варваризма – устойчивого оборота, попавшего в русский язык из различных западноевропейских языков без перевода.

(обратно)

56

Рогульник плавающий, или Водяной орех плавающий, или Чилим.

(обратно)

57

Игра в бабки (в козны) – старинная народная игра, которой обязаны своим происхождением современные игральные кости. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек («бабок»), давших название игре.

(обратно)

58

Согласно указа Синода от 2 мая 1722 г., недвусмысленно определявшего назначение исповеди: «Если кто при исповеди объявит духовному отцу своему какое-нибудь не совершенное, но замываемое еще воровство, наиболее же измену или бунт на государя или на государство и на фамилию его величества, то о таковом лице немедля да объявлено будет властям предержащим. Сим объявлением духовник не преступает правила, но еще исполняет веление господне».

Позднее было выпущено ещё много указов такого рода, дополняющих и расширяющих обязанность священников о доносительстве после исповедей. Раскол и старообрядцы, изменение социального строя (это толковалось ну очень широко), «странное» и так далее.

(обратно)

59

Я насчитал больше двадцати статей в законах Российской Империи, связанных с православием. За их нарушение легко можно было попасть как на каторгу (до 20 лет), так и в Сибирь на поселение. Особняком шло «в монастырь на покаяние», проходившее несколько «мимо» законодательства. Но поскольку все русские автоматически считались православными, то могли пойти в тюрму уже «по духовному ведомству», в монастырскую.

(обратно)

60

Эйдетическая память – это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях.

(обратно)

61

Платяная вошь в отличие от головной, живет на одежде человека, а на теле появляется.

(обратно)

62

Предпринятая в начале 60-х годов XIX в. ревизия приказных воспитательных домов чиновниками Министерства внутренних дел показала, что среднее (!) количество ежегодно умирающих в них детей превышало 60 %.

Так что это ещё не «ужас-ужас», а пропущено через