Город мудрых дев. Мозаика монастырской жизни [Вера Руднянская] (fb2) читать постранично, страница - 105


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ничего настоящего и ценного. Даже открытку на день рождения друга подписать своими словами не в состоянии.


Кротость, незлобие, смирение — редкие в наше время качества. Множество подделок и имитаций, но подлинное богатство сердца с ними не поставишь в один ряд. Незлобие и не осуждение — штучный товар. Присмотрись, приобрети его, моя душа. Спасибо тебе, мать Феврония, что ты нам показала, как это вообще бывает не в теории.


Но мы больше не благословляем этот мир. Не печёмся о нем, не болезнуем, и не радуемся другим людям. Нас редко что может удивить. Мы не отцы и не матери в своей семье, в своей стране.


Отечественная революция и западные ценности убили в нашем народе чувство сострадания и ответственности за другого человека. Мы усталы и равнодушны. Нам жаль терять время на чужие проблемы. Мы потеряли желание общаться вживую. Да и зачем?


Нам кажется странным, что некоторые «фанатики» хранят верность идеалам и своей любви, не воруют с работы «списанный товар», проводят выходные в поисковых отрядах или в домах престарелых. Собираются вместе после службы, чтобы почувствовать себя в большой семье. Называют друг друга «сестра во Христе», «батюшка».


Мы тянулись к мать Февронии. Она не могла дать нам чего-то сверх духовного: назидания, непрестанной молитвы, цитирования святых отцов. Но она приближала к нам служение Божией Матери и Жен Мироносиц. Она дарила нам материнскую нежность, время, внимание, выслушивала не перебивая. Для неё каждый человек, с которым ей доводилось общаться, становился центром вселенной.


Бабушка, мы осиротели. Такой как ты у нас больше нет. Океан любви покинул нас и перешёл в другое измерение.


… Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет (Пс.35:10)


Мы боимся смерти. Мы религиозно образованны и «знаем» что нас ждёт в первый, в третий, и в девятый день по кончине. Мы читали рассказы о том, кто является за душой и как это происходит. Мы боимся страха и забываем Бога. Утешают лишь рассказы вернувшихся «оттуда», как их приветствуют давно умершие родственники и знакомые.


Когда я буду умирать, хочу увидеть среди встречающих мою душу в ином мире и мать Февронию. Чтобы она позвала меня своей пухленькой ручкой и мы бы полетели к Боженьке. Тогда будет светло и спокойно, несуетливо и не страшно.


… Для нас мать Феврония жива, как живы и все наши родные.


Хочется повторить за Арсением Тарковским:


<…> Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо


Бояться смерти ни в семнадцать лет,


Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,


Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.


Мы все уже на берегу морском,


И я из тех, кто выбирает сети,


Когда идет бессмертье косяком <…>


А часы на монастырской колокольне пробили час ночи, и сестры бесшумно выходят их храма в новый день.

Глава 31. Поминальная молитва

ИНОКИНЕ


В эпоху чёрно-белого кино,


Когда был мир большим,


а дружба вечной,


Смотрела девушка в окно,


Ей шум дождя


казался сном беспечным.


Засматриваясь вдаль,


могла ли угадать


Как близок Тот,


Кого была невестой.


Кто захотел тебя избрать,


И святости росой


поить до смерти крестной.


Лучистых зорь океан


Подарил Я тебе навеки!


И ромашек поля


И гармонию звёздных миров.


Будь верна, избери, чтобы жить, Верность.


Верной будь до конца Верной будь


До конца.


Верь.


Ты во веки веков


И от века в века


Соль.


Ты для мертвых мертва,


Для живых, но заснувших-


Свет.


Изгоняй из души,


Изгоняй не жалей


Моль.


Обретай чистотой


Небесных ликов


Привет!


Монахи и монахини во всех частях света встают, как известно, ни свет ни заря. А кто-то из них и вовсе не ложиться, читая ночью неусыпаемую псалтирь. Вместо утренней пробежки и зарядки сестры отправляются поскорее в храм, чтобы класть поклоны и молиться за весь мир. Без преувеличения — за весь. Вы наверное слышали выражение: «Молитвами монахов стоит до сих пор этот мир». Как правило, на полуношнице нет праздных туристов — слишком рано, да и паломников с прихожанами не видать. Совершение полуношницы — наша необходимая ежедневная обязанность. Как все чистят зубы по утрам, так и монахи каждое утро идут в раннюю рань в церковь, сбрасывая оковы сна, чтобы от лица всего человечества попросить у Господа благословение на грядущий день.


Пока монахиня-чтица сосредоточенно и четко произносит текст семнадцатой кафизмы, служащий священник вынимает частицы из просфор в алтаре, все монахини читают длинные списки синодиков с именами.


За более чем тридцать лет существования возрожденного Крестовского монастыря наши вечные и длительные синодики увеличились с двух (1990 год о здравии и об упокоении) до целого