Красота, или История одной болезни [Мария Аслановна Голетиани] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

которые будут на меня смотреть. И не просто смотреть, как прохожие в метро, а всматриваться, изучать и что-то думать о том, что увидели. Я услышала стук своего сердца, в висках неприятно загудело, над верхней губой стало влажно. От напряжения поза, в которой я не просидела и пяти минут, уже оказалась страшно неудобной. Но несмотря на страх, волнение и стеснение, мне нравилось находиться в мастерской, магическим образом растворяющей любого вошедшего в творческой атмосфере. Мольберты, ткани, холсты, грудой завалившие батарею, разбросанные эскизы – все мне казалось необычным, и даже пыль, покрывая подоконник плотным слоем, вносила свою долю магии.

Дверь открылась. От резкого звука мое сердце чуть было не вывалилось на черный пьедестал. В мастерскую неторопливо вошел высокий мужчина в очках. Он размеренно дошел до середины комнаты, повернулся ко мне лицом и внимательно посмотрел. На его лице медленно появлялась улыбка. Ивану Александровичу на вид было прилично за шестьдесят. Седая щетина округляла его худощавое лицо, а сутулость придавала общему виду ту значительную долю благородства, с какой неспешно расхаживают признанные мастера.

– Добрый день, – прошептала я.

– Добрый, добрый! И какими судьбами к нам такую девчонку занесло? – задорно произнес он. «Девчонка»! Конечно, для него я была «девчонкой», неизвестными ветрами судьбы заброшенной на этот стул. Давно ко мне так не обращались, поэтому я смутилась, ответив лишь скромной улыбкой. Все-таки, в его «девчонка» чувствовалось что-то теплое и доброе.

– Даниил Максимович, в целом постановку одобряю, но хорошо бы открыть вот эту точку со спины. Девчонка, тебя как зовут?

– Александра.

– Сашенька, а можешь еще немного развернуться к двери?

– Да, конечно. Так?

– Да, да, отлично, – он подошел ко мне ближе. – Вот здесь хорошая точка со спины, Даниил Максимович, посмотри. Кто-нибудь обязательно здесь встанет, я даже знаю кто. А если ногу на ногу положишь, будет удобно?

– Да.

– Вот, так-то лучше, Сашок. А волосы собрать можешь?

Меня окатило холодным потом. В висках застучало. Я повернулась к Ивану Александровичу и робко сказала:

– Не могу. У меня там некрасиво.

Он сделал бровями жест удивления и развел руки в стороны.

– Это чего у тебя там, девчонка, такого некрасивого может быть? Нет, ты слышал, Даниил Максимович? – Даниил Максимович улыбнулся.

– У меня некрасивые пятна на спине, как здесь, – я указала рукой на скопище пигментных пятен у копчика.

– Какие еще пятна? Изгиб красивый вижу, ягодицы тоже вижу, а пятен никаких не вижу. Даниил Максимович, посмотри, пятна какие-то придумала.

Молодой преподаватель подошел к профессору и с улыбкой сказал мне:

– У вас ничего нет, не переживайте.

Я была в замешательстве. То ли они правда ничего не видели, то ли успокаивали меня.

– Я не хочу собирать волосы, извините.

– Ну и ладно, не будем расстраивать девчонку. Пусть рисуют так, – Иван Александрович направился к двери, ехидно улыбаясь.

– Некрасиво у нее там, говорит! – засмеялся он уже в коридоре. После ухода преподавателей меня ожидало новое испытание – в мастерскую вошли студенты, человек восемь. Они тихо поздоровались и принялись расхаживать по мастерской в поисках лучшего места для рисования. Пока они рассматривали меня, я рассматривала их. Помню голубоглазую шатенку в запачканных краской штанах. Нежная на вид, но с твердым взглядом уверенного художника, она без сентиментальности произнесла: «Красиво». Помню мрачного кучерявого парня с белой кожей и грустными глазами. Он положил на пол свой огромный рюкзак и прищурился, ненароком забавив меня получившейся гримасой. Возле него стояла девушка, ежеминутно поправляющая очки указательным пальцем. В ее образе было что-то готическое. Никогда не забуду еще одну студентку, сумбурную, пышногрудую блондинку. Суетливо разыскивая свои вещи, она одновременно так живо восхищалась постановкой, что, казалось, энергия ее голоса за пару минут заполнила все пространство мастерской. Незадолго до конца первого урока появился еще один студент, широкоплечий, длинноволосый юноша, образом похожий на викинга. Он поставил мольберт у окна и сразу взялся за набросок. Это был тот самый студент, предпочитающий рисовать моделей со спины. Расстояние между нами составляло не более полутора метров. Мне хотелось надеть халат, выйти из мастерской, сделать что угодно, лишь бы он не разглядывал мою спину. Но я сидела молча и неподвижно, когда внутри меня велась изнурительная борьба.

Позже со всеми ребятами я познакомилась поближе. Студенты художники, как и студенты любой другой профессии, все очень разные. Но я уловила одну особенность: девушки художницы со временем приобретают по-мужски твердую волю, в процессе работы их характер проявляется бойко и уверенно, а молодые люди смягчаются, их отличает кротость и по-женски утонченная вежливость. Может быть, искусство имеет уравнительную силу?

Итак, я стала работать натурщицей. Со мной заключили трудовой