Зачем в муайтай такой риск? И зачем нужны профбои? Интервью Сергея Заяшникова для ОРТ (неопубл.). 2004 г. [Сергей Иванович Заяшников] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

быть, по их представлениям, он пугает, а по-нашему Дрозд просто рассмеялся. Может быть, они такими звуками выражают, например, мустанга, кабана или дракона, а по-нашему смешно. То есть интерпретация звуков в разных народах носит разный оттенок. Но рёв толпы, на самом деле, вы правильно говорите, не спутать ни с чем. Это лучший аккомпанемент настоящего боя двух мужчин, где каждый бьётся не только за победу, но и за своё Я. Знаете, что такое "зелёная миля"? Это такой жаргонный сленг. Есть известный фильм "Зелёная миля", а вот многие в боксе называют расстояние от раздевалки до ринга "зелёной милей" (ну, я говорю от себя, потому что, сколько людей, столько и мнений). И человек, который прошёл зелёную милю, он уже мужчина. Вы знаете, до обморока доходит, люди просто не могут выйти, потому что, когда ты сидишь там, тебе всё представляется, и подходишь к боксёру в раздевалке он смотрит на тебя и говорит: "Что за человек", – потому что ринг – самое уединённое место на свете, когда прозвучал гонг. Никто не поможет. Никто: ни товарищи (ну, рёвом, конечно). И ты один на один со своим противником и с судьбой. Это те вещи, опять же, почему настоящий бой привлекает внимание зрителей. Привлекает не то что техникой, технику любят ценители, а привлекает гранью между жизнью и смертью, между бесстрашием и страхом, между силой и слабостью. Это те вещи, которые не выражаются словами, это тысячи лет люди писали. Привлекает, когда человек, даже проигрывая, подкупает своей бескомпромиссностью, готовностью идти до конца. Вот этим отличаются любители и профессионалы. Любители – это всё-таки, в большей степени, игра. Профессионалы – это жизнь. Любители – это красивая работа, это, не в обиду будет сказано, «щелчки», которые считаются судьями как удары, это манёвр, так называемая "беготня", движение в ринге, и ты знаешь, что тебе нужно выжить, сохранить силы, у тебя ещё 2-3-4 боя на соревнованиях. Профи – это удар. Есть только один Бог на свете, которому поклоняются все поголовно в профессиональном боксе. Имя ему – сильный удар. Остальное не имеет значения. Ты можешь проигрывать все раунды, быть в синяках, быть на пределе, не чувствовать боя, не видеть, где ты находишься. Попал!!!, и зал взрывается, встаёт с места, когда «добиваешь» соперника. Так называемое "состояние грогги". Человек «плывёт» и его добивают. И есть тонкая грань, где все чувствуют: или я сейчас в цивилизованном мире, или где-то в древнем, пещерном времени. И здесь рефери находится в чрезвычайно тяжёлой ситуации. Где грань между здоровьем и будущим? Если рефери раньше остановит бой, зрелищность пропадёт. Может быть, боксёр выстоит, и, наоборот, пересилит и выиграет. И проиграют все. А если он вовремя не остановит бой, может случиться всё … вплоть до самого невозможного. Огромная нагрузка. Вот эти моменты – самое главное в любом зрелище, где всё на грани.



Я прямо заслушался, но вынужден по долгу службы перебивать вас время от времени. Значит, поговорим всё-таки о публике. Ведь не секрет: чем более драматичный поединок проходит на её глазах, тем больше она заводится, буквально сходит с ума. Что это? Людская кровожадность?

Нет, абсолютно. Поймите. Есть такая боксёрская шутливая поговорка: «ринг – театр, и люди в нём – боксёры». Только, в отличие от театра, здесь всё жёстче, полновеснее. Давайте сравним: вот рампа, которая бросает лучи света в ринг; вот режиссёры, которые называются тренерами, свои незавершившиеся, дерзновенные помыслы они воплощают в своих воспитанниках, в боксёрах. Вот актёры, которые разыгрывают кто драму, кто вестерн, кто комедию, как получится, знаете, всякое бывает. Это то же самое. Мы сидим в полутьме. Вспомните: театр, кино, ринг. Действие обязательно в свету, мы за порогом света, за порогом костра. Мы сбрасываем привычки. Мы не превращаемся в животных, нет. Мы расслабляемся, получаем релакс. И мы становимся самими собой. Мы воплощаем свои интуитивные, как по Фрейду, желания, в этом боксёре. Это не он, это я дерусь! Это не он, это я победил! Поэтому, когда спортивные фанаты расходятся после матча, они говорят: "Мы победили!" Взять футбол, хоккей, везде: "Мы победили!" Почему? На этом, кстати, давно и прочно спекулирует Голливуд, когда хороший парень побеждает плохого, несмотря на то что часто в жизни бывают другие ситуации, мы знаем и отдаём деньги, выпадаем из времени, отдыхаем, делаем новые для себя идеи, героев, будущее и начинаем жизнь заново. Вот чем нам помогают эти драматические вещи. Катарсис, очищение. Древние греки говорили про подобные вещи. И вот драма в профессиональных боях – это, конечно, настоящая драма. Если что-то не так, это видно, это чувствуется на животном, биологическом уровне. Серьёзно вам говорю. И поэтому люди ценят настоящий бой, настоящих бойцов. Вот почему, если говорить о боксе, все любят Артуро Гатти. Он, может быть, не такой крутой чемпион, но он боец «до мозга костей». Он дерётся, когда даже всё лицо в кровоподтёках. Он проигрывает, у него нет шансов, но он бьётся