Кулацкие окопы (религия и водка в деревенском быту) [И. Алексеев] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

истреблению «ведьм», не была борьбой против веры в «ведьм», веры в дьявола. Борясь и осуждая «слуг антихриста», церковь тем самым расписывалась в существовании нечистой силы; суровость и массовый характер преследований мог только укрепить веру в могущество дьявола.

Могла ли, однако, церковь бороться не со «слугами антихриста», а с верой в антихриста? Такая борьба означала бы борьбу и с верой в бога. Дьявол неотделим от бога и наоборот. Бороться с верой в темные силы, разоблачать многочисленные и разнообразнейшие сказки, которые создавались на почве веры в существование дьявола, это значило бы привлечь на помощь науку. Это означало бы научным путем объяснять те явления и события, которые невежественный ум связывает с действием и происками темных сил. Но наука тогда разоблачила бы и бога. Это хорошо понимала церковь, насаждая всевозможные суеверия.


Святой Трифон и колдун.


Итак, религия — рассадник суеверий. Колдун, знахарь, ворожея —союзники попа перед лицом науки, хотя и конкуренты по части одурачивания масс.

Впрочем, на этом «рынке», кажется, нет особо острой борьбы, особенно теперь. Спрос на дурман, как поповский, так и знахарский, еще большой. Доходов хватает всем.

Давно запаханы и засеяны поля. Жаркое солнце беспощадно выжигает жалкие всходы. Будет дождь — будет урожай, будет сытая зима. Но дождя нет. Небо — глубокая синяя чаша. Пустая чаша, без капли влаги. Изредка набегут облака, играючи скроют солнце, и снова — зной. Ранним утром, каждодневно ищет глаз хлебопашца темную полосу на горизонте, которая мрачной, но спасительной тучей закрыла бы небесный свод. Дождя нет.

---9---


Желтеют не успевшие позеленеть яровые; пересохла, свалялась в бурые комья земля...

Дождь решает судьбу мелкого крестьянского хозяйства, лишенного машин и глубокой вспашки, совета агронома и искусственного удобрения. О дожде говорят везде, о дожде думают все: и дед, и внук, и мужчины, и женщины. Дождь — это не только хлеб, это — лишняя овца, это — лошадь, новый плуг, новое платье, это — «гостинцы» ребятам. Дождь — добро, которого кто-то лишил деревню. Нужно умилостивить, упросить бога или воздействовать на темные силы, заставить их снять заклятие, разбить «нечистые» чары. Так думает темный крестьянин...

Но сначала к богу, сначала к представителю его на селе — «батюшке». А если не поможет молебен на полях, тогда — другими приемами разрушить «окаянное навождение». И народ бросается к этим другим спасительным приемам...

В деревне Луканово, Шатковского района, желая вызвать дождь, группа женщин разрыла одну из могил на кладбище и стала лить туда воду. Этот магический способ воздействия на бога или дьявола носит в деревне название «отливать пьяницу». Вылив около 50 ведер в могилу, крестьянки пробороздили плугом вокруг села. На предложение уполномоченного сельсовета прекратить это занятие возбужденные женщины ответили криками «ура» и еще усерднее стали «отливать пьяницу».

В селе Русские Боровки, Средне-Волжского края, тот же самый способ был применен с небольшими поправками. Могилы опившихся самогоном были пробуравлены в нескольких местах и в образовавшиеся отверстия было влито крестьянками больше ста ведер воды.

— Дождя нет потому — утверждали женщины, — что пьяницы при похоронах не были обмыты.

В деревне Крашенево, Армизонского района, покойников оставили в покое. Обливать водой жен-

---10---


щины стали не мертвецов, а друг друга, желая этим способом вызвать дождь.

Все эти случаи относятся к лету 1930 года. Покойников выкапывали и обливали водой, чтобы вызвать дождь как раз в то время, когда задымили трубы гигантского тракторного завода в Сталинграде и когда в других городах десятки таких же новых промышленных гигантов говорили о торжестве науки и социализма. Это — лишнее свидетельство неравномерности культурного развития, лишнее доказательство культурных «ножниц» между городом и деревней. Сомкнуть эти «ножницы» можно лишь одним путем: коллективизацией крестьянских хозяйств, т.е., иначе говоря, устранением тех причин (мелкобуржуазного хозяйства), которые рождают и питают религию и суеверия.

А пока этого нет — слухи и суеверия властвуют над крестьянином. В селе Тишевке, Задонского района, матери не позволили прививать своим детям оспу на том основании, что «у ребят на лбу выйдет сатанинский знак»

В деревне Негорелове, Мальцевского района, крестьяне подали в поселковый совет заявление с просьбой о выселении из села коммуниста, который поставил в своей избе вентилятор — «дьявольскую вертушку». В предместьях Саратова упорно поддерживается молва о «белом человеке»; его никто не видел, но ему дают точное внешнее описание; он ничего не делает, он «только бегает», но им пугают и взрослых, и ребят.

Довольно и этих примеров. Вырытое покойники, «белые люди»,