"Загадки" природы [Владимир Андреевич Мезенцев] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

человечества обращены к Советскому Союзу, где все народы, руководимые партией Ленина – Сталина, тесно сплочены нерушимой дружбой и успешно строят коммунистическое общество. Советский народ занят мирным созидательным трудом.

В строительстве коммунизма советский народ руководствуется мировоззрением большевистской партии – диалектическим материализмом. Вооруженный этим единственно верным мировоззрением, человек правильно познает закономерности развития природы и общества. Все, кажущееся на первый взгляд загадочным и непонятным в природе, становится обыкновенным, закономерным, научно обоснованным.

Марксистский диалектический метод изучения явлений природы, познания этих явлений раскрывает перед человеком, что природа представляет не случайное скопление предметов, явлений, оторванных, изолированных и независимых друг от друга. Природа – это связанное, единое целое. Все предметы и явления в природе органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

Если рассматривать то или иное явление природы в изолированном виде, вне связи с другими явлениями, его нельзя понять. Изолированное явление будет казаться загадочным и непонятным. Например, человек видит на небе редкое явление – затмение Солнца. Вне связи этого явления с другими явлениями, с движением небесных тел, затмение Солнца будет казаться непонятной загадкой. Но если рассматривать это явление в неразрывной связи с другими явлениями, связать его с тем, что мы знаем о строении Вселенной и о законах движения небесных тел, то истинная причина солнечного затмения станет ясной, от загадки не останется никакого следа.

Точно так же человеку кажется на первый взгляд загадочным, даже необъяснимым, появление на небе яркой многоцветной радуги. Но если мы познакомимся с законами преломления света, то загадка радуги будет раскрыта.

Вся природа, как пишет Энгельс, начиная от мельчайших частиц ее до больших тел, начиная от песчинки и кончая Солнцем, начиная от первичной живой клеточки и кончая человеком, находится в вечном возникновении и уничтожении, в неустанном движении и изменении. Поэтому марксистский диалектический метод, учит товарищ Сталин, требует «...чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их возникновения и отмирания» (И. В. Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 537).

Процесс развития природы следует понимать не как движение по кругу, а как движение по восходящей по восходящей линии, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому качественному состоянию.

Например, температура воды на первых порах не изменяет капельно-жидкое состояние воды. Но если мы начнем подогревать воду, то наступает момент, когда она вся превращается в пар. В другом случае, сильно охлаждая воду, можно перевести ее в твердое состояние – в лед.

Изучение различных природных явлений с точки зрения их движения, их изменения, их развития позволяет нам успешно находить причины явлений, познавать их сущность. Так, изучая кометы, ученые установили, что эти «необыкновенные» небесные тела постепенно разрушаются, превращаются в скопление довольно крупных пылевых частиц и камней, и в таком виде они являются причиной другого редкого явления – «звездного дождя».

Изучая причины зарождения различных ураганных ветров, их развитие и прекращение, мы тем самым познаем и природу этого явления.

Процесс развития от низшего к высшему протекает в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположностей.

Товарищ Сталин учит, что «...борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные» (И. В. Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 539).

Для диалектического метода важно прежде всего то, что возникает и развивается.

По своей природе мир материален. Разнообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи. Поэтому нет нужды ни в каком «мировом духе». Взаимная связь и взаимная обусловленность явлений природы, устанавливаемые диалектическим методом, представляют закономерности развития движущейся материи. Никаких «сверхъестественных» сил не существует. Природа такова, какова она есть, без всяких «потусторонних» сил. Она не создана никакими богами. Все явления природы – обычные явления, присущие природе. Основное начало всех вещей и явлений – материя.

Мышление человека неотделимо от материи, ибо мышление продукт мозга, а мозг – орган мышления. Материя действует на органы чувств человека, производит ощущение. Нет в мире никаких «вещей в себе», нет в мире