Люди в затруднениях [Уэндел Джонсон] (epub) читать постранично, страница - 214

Книга в формате epub! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

д., мы часто приходим к осознанию тщетности этих попыток. Конечно, обсуждения, которые возникают на почве таких вопросов, порой могут оказаться очень интересными и увлекательными, покуда мы сами от них не унываем. Такие обсуждения, однако, крайне редко приводят к твёрдым заключениям. По мере того, как наша убеждённость в этом растёт, обычно в возрасте от пятнадцати до пятидесяти лет, мы чувствуем нужду выработать к этому какое-либо отношение.

Мы можем выделить четыре распространённых отношения. Одно из них мы выражаем, когда говорим, что, в конечном счёте, в природе всюду встречаются загадки; такое отношение мы часто встречаем в религиях. Ещё одно отношение мы выражаем заявлениями о присущей людям глупости. Вице президент Кёртис в разговоре с фермером со среднего запада, выразил это отношение коротко и драматично: «Ты слишком тупой, чтоб понимать!» Другое отношение мы можем выразить часто встречаемым выражением: «У каждого своё мнение» или «Мнение одного человека не лучше мнения другого». Мы это называем «терпимостью», и многие сходятся в том, что считают её разумной и желательной. С научной точки зрения – при условии, что это не способствует халатности в мышлении и не упраздняет все наши методы и техники эффективной оценки – мы можем рассматривать её как своего рода семантический ступор при попытке принять сложное решение. Мы можем одобрить терпимость, если при данных мнениях – включая наши собственные – мы оставляем свободным путь эффективному, непредвзятому исследованию и пересмотру этих мнений.

Четвёртое отношение встречается не так часто. Его мы можем выразить вопросом: «До какой степени этот вопрос представляет собой бессмыслицу?» Учёный понимает, что упрямые и усердные попытки ответить на неясные и бессмысленные вопросы, скорее всего, приведут к путанице, конфликтам, цинизму и другим человеческим неудачам. Он не вешает вину за такие результаты на человеческую глупость или на безнадёжную таинственность природы. Он не призывает своих товарищей к терпимости, и не упрекает их, если они её не практикуют. Вместо этого, он ищет источники затруднений в самих вопросах, в их формулировках, и пытается ясно выразить принцип, что туманный вопрос не позволит ответить на себя точно. Комфорт и благоденствие, которого никак не могут достичь патриарх и моралист, учёный достигает, задавая только те вопросы природе и себе, на которые он видит возможность ответить с практической ясностью.

1Перевод Д. Орловской

ЧАСТЬ III Слова и не-слова, основные принципы общей семантики