Алексей Елисеевич Кулаковский. Якутской интеллигенции [Людмила Реасовна Кулаковская] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

народов, в том числе и русского.

Новая общественно-политическая ситуация в России и особенно события буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. активизировали национальную интеллигенцию. Определенную роль сыграл и манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», «даровавший» населению страны «незыблемые основы гражданской свободы» на началах неприкосповенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 21 октября была объявлена политическая амнистия. Понятно, что эти действия царя далеко еще не решали судьбу дела епободы, но способствовали оживлению общественно-политической деятельности различных партий, объединений, союзов и т.п. На окраинах России развернулось национально-освободительное движение, направленное против тех государственных порядков, которые основаны на угнетемии народов, и выдвинувшее главным образом демократические требования.

Русская революция 1905 г. пробудила к политической жизни широкие массы якутского населения – они принимали участие в митингах и собраниях, демонстрациях и уличных шествиях. Такие митинги и собрания под лозунгами свободы и демократии прошли в Якутске, окружньгх центрах, улусах и в некоторых наслегах; в число их требований входили: отказ от уплаты податей, несения повинностей, идея бойкота полицейских чиновников и даже – «упразднение существующего порядка управления инородцами». Публично эти требования были выдвинуты якутской национальной организацией «Союз якутов-инородцев», созданной в январе 1906 г. Судя по всему якутское общество к этому времени созрело и для выдвижения радикальных идей: члены «Союза якутов» главной целью якутского народа считали достижение «своих гражданских и экономических прав». Хотя деятельность союза была подавлена, она дала мощный толчок национальному пробуждению, образованию в области различных объединений, партий, обществ, развернувших активную общественно-политическую деятельность, направленную на выявление злободневных вопросов жизни общества. Во всем этом огромную роль играли и политические ссыльные6.

Отставание области от центральных губерний страны, бедственное положение ее жителей понимали даже представители местной власти. Ее прогрессивные деятели пытались внести какие-то изменения в экономическую и культурную жизнь области, чтобы как-то облегчить положение населения. Губернатор И. И. Крафт, возглавлявший Якутскую область в 1907—1913 гг., намеревался провести своеобразную реформу для «улучшения быта местного населения и поднятия его благосостояния», проявив в этом отношении «энергию и инициативу», «достаточно яркую» деятельность. Ему не удалось довести до конца все задуманное, но для нас важно то, что и местная власть искала пути «созидательной работы» по новому обустройству области, оказавшейся тогда «в продолжительном забвении»7. И что интересно – в этой деятельности И. И. Крафт нашел понимание со стороны лидеров якутской интеллигенции.

Таким образом, немногочисленная якутская национальная интеллигенция с самого начала своего появления на исторической арене действовала на фоне крупных социально-экономических, общественно-политических и духовных изменений как в России, так и в Якутии. Она прошла сложный путь роста и практической деятельности, но главное состояло в том, что она была обречена принять активное участие в освободительном движении за национальное раскрепощение якутского народа. Это движение по своей сути было демократическим, а его идеологи – основная часть представителей интеллигенции – придерживались либерально-демократической ориентации.

Понятно, что историческое предназначение национальной интеллигенции отразилось на формировании мировоззрения, общественно-политической позиции каждого ее представителя и в этом смысле А. Е. Кулаковский не является исключением. Мало того, он не был ее рядовым представителем. Историческая эпоха сделала его выразителем интересов всего якутского населения, одним из идеологов и лидеров национально-освободительного движения.

Жизнь и деятельность А. Е. Кулаковского (1877—1926) изучена неплохо8. Отсьшая читателей к этой литературе, я здесь ограничиваюсь указанием на то, что в 1910-1912 гг. он находился в Качикатском наслеге Кангаласского улуса, жил в семье предпринимателя, одного из профессивных хозяйственных деятелей того времени С. П. Барашкова, и работал у него домашним учителем. Предполагаю, что именно в эти годы в общении с этим человеком, современного склада ума и деятельности, Кулаковский письменно оформил свои размышления о беспросветном положении родного. народа в России и мире, о тех новых идеях, которые помогли бы обустроить по-новому жизнь области и проживающих в ней народов. К тому же известно, что он тогда написал поэму «Сновидение шамана», датированную им 1910 г. –