Египетский символизм [Манфред Луркер] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

мир
образов нам будет часто казаться полным противоречий, но только потому, что мы не можем
подходить к нему с масштабом тогдашнего времени. И все же нет никакого смысла
"противопоставлять Миф и Логос (мифическое и логическое). Существуют два способа, с
помощью которых человечество воспринимает действительность, два способа понимания
мира и бога" (Геббард Фрай).
Можно было бы считать глупостью, когда небо художник представляет в виде
коровы или когда жука почитают как символ бога Солнца; однако в прежние времена у
народов с мифической картиной мира господствовала не логика, а наглядное представление в
виде системы образов, формирующее принцип. Если солнце заходит на западе, чтобы утром
снова начать свой путь, то и умершего в стране этой культуры хоронят на западе, с тем, чтобы
он мог быть одарен новой жизнью. Вся система символов основана на принятом и, в конце
концов, на действительном описании вещей, при котором интуитивно чувствуется и
проглядывается зависимость между микрокосмом и макрокосмом. Для человека древности
мир был не менее цельным, чем для пас, и понимаемая буквально Вселенная хранит для нас не
меньше загадок, чем для людей древности или античности. Также и «расширение мира»,
другими словами, расширение нашего духовного горизонта является относительным.
Современный человек пытается понять мир путем измерений и расчетов; он разлагает его на
части, анализирует. Древние египтяне, вавилоняне и отчасти греки пользовались
изображениями, для них мир был синоптикумом. Прежде чем человек попытался сосчитать
звезды, он связал их в картины (образы). Так насыщенный звездами небосвод стал мощным
учебником человечества. В этой картине мира человек видел нечто божественное, смысл
бытия. И он пытался закрепить этот смысл в образе.
В конечном счете, символы ирреальны, они абстрактны и разрывают рамки конкретных
форм. Было бы ошибочно думать, что человек, мыслящий символами, всегда принимает их за
реальность, он, скорее, усматривает во всем видимом вокруг себя некий символ. Совсем иначе
воспринимает мир человек, живущий представлениями магии, для него символ - это реальная
картина; изображение и прототип для него одно и то же. Так, красный цвет считается не только
символом жизни, но он должен поддерживать жизнь или после смерти делать возможным
возрождение жизни. Имя человека служит не только для обозначения, оно является и
основным составным элементом его самого; искажение (уродование) имени нанесет вред
самому носителю имени. В "Текстах Пирамид" иероглифический знак "змея" был снабжен

множеством ножей, тем самым опасное животное должно было становиться безопасным. Вся
магия древних египтян зиждилась на вере в таинственную силу, которая вызывает
сверхъестественное воздействие; египтяне называли ее Хике. Эта сила принадлежит к
сущности богов, но может также использоваться сведущими людьми, например, жрецом на
похоронах, которому надлежало отогнать власть смерти и обеспечить умершему в дальнейшем
счастливую загробную жизнь.
Магия и религия не должны исключать друг друга, поскольку первое понятие относится
больше к определенной картине мира, в то время как религия очерчивает отношение человека
к богу. Существуют как различные представления о божественной сущности, так и различные
картины мира. В основе можно различить магическую, мифическую и рациональную картины
мира, которые пытались сопоставлять с состоянием сна, с картинами сна и с состоянием
бодрствования. Магическое мышление особенно характерно для народов, не имеющих
письменности, которые все условия бытия умели связывать друг с другом путем "participation
mystique" (участия мистики).
Бог воздуха Шу (с пером на
голове) разъединяет небо и
землю. По небу плывет
корабль бога Солнца (на
рисунке солнечный диск с
головой барана)

С появлением письменности - а с ней и культуры - в большинстве случаев происходит
переход к мифическому мышлению; человек отходит от идеи единства происхождения и
переводит свое бытие в космическую полярность. В мифе обнаруживается освобождение Я
от окружающего мира; только теперь человек "узнает" пространство и время. Бог Неба Шу
отделяет Небо (Нут) от Земли (Геба) - символический акт для осознания "наверху" и "внизу",
света и тьмы, добра и зла. Хотя в мифической картине мира магическое мышление
вытеснено, оно все еще действует, это же самое обнаруживается и в рациональном мире
западных стран.
Магическая картина мира нашла в стране Нила первое художественное отражение в
геометрической орнаментике раннего периода каменного века. Рисунки елочкой из
нижнеегипетского места раскопок Меримде или заполненные белой пастой процарапанные
линии на черных сосудах верхнеегипетской культуры Таса появляются не только "из-за
условий, связанных с материалом и техникой изготовления, но и благодаря