Латвия моей судьбы [Светлана Владимировна Ильичёва] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Курляндии. Он был уже стар и болен. Бирон отвёл ему должность обер-интенданта построек и приставил двух помощников. Шли работы по украшению внутренних покоев Рундальского дворца, строились каретные сараи и конюшни, в круглой композиции которых отразился предзакатный всплеск фантазии знаменитого архитектора.

Сегодня комнаты и залы дворца в Пилсрундале восстанавливаются в первозданном виде, в соответствии с оригиналами проектов зодчего. Их копии привезла из Вены ленинградский архитектор Ксения Агапова. Неизвестно, как попали туда все семь оригиналов рундальских проектов.

Важно, что они стали отправной точкой в работе рижских и ленинградских реставраторов из института «Гипротеатр», которые буквально по миллиметру воссоздают живописные плафоны потолков, утраченную лепку, орнаменты внутреннего убранства комнат и залов. Помогают им представители многих организаций.

Генеральный подрядчик — научно-реставрационное управление Министерства культуры республики пригласил специалистов из объединения «Росреставрация». Они обновляют плафонную живопись, восстанавливают изразцы, настенные и для печей.

И уже сияют сочными красками расписные потолки золотого зала, комнаты роз, поражают своим скромным изяществом лепные украшения белого танцевального зала, вновь ожившие под руками сотрудников Ленинградского экспериментального скульптурно-производственного комбината. Они же сделали деревянную резьбу, которая придаёт роскошный вид парадной лестнице и многочисленным дворцовым дверям.

Во дворце уцелели только две печи, облицованные голландской плиткой. Предстоит восстановить ещё двадцать две — точные копии тех, что были расписаны когда-то кобальтом петербургскими мастерами.

Сейчас дворец и прилегающая к нему территория напоминают большую стройку. Стоят леса, идут работы по возобновлению регулярного парка. В вестибюле среди белокаменных колонн убрана часть пола, углублён грунт. Там, внизу, на уровне кирпичного фундамента центральной деревянной лестницы, будет гардеробная. Имант Ланцман, молодой директор дворца-музея, выпускник Латвийской академии художеств, склонен считать, что Растрелли имел в виду всё-таки не деревянную, а каменную лестницу, слишком уж массивен под ней фундамент. Сохранился и запрос зодчего в Петербург, он просил прислать мрамор, чтобы устлать им пол вестибюля. Но мрамора не прислали, и его пришлось заменить известковой плиткой.

Согласно уцелевшей инвентарной описи дворца, составленной в 1800 году, малая гостиная, спальня и другие комнаты были затянуты штофом. Растрелли сам в 1765 году ездил в Германию покупать его. А теперь, реставрируя дворец, надо было дать заказ на новый штоф во Всесоюзный научно-производственный комбинат Министерства культуры СССР. Ланцману пришлось предварительно съездить в Берлин, чтобы узнать, какие именно штофные ткани производила Германия в то время, когда их видел и покупал Растрелли.

Сейчас штоф для Рундальского дворца уже закуплен. Конечно, точно неизвестно соответствует ли он старому, вывезенному отсюда ещё в 19 веке. Тем не менее прочная шелковистая материя с нежным неброским рисунком, сделанная специально для Рундале, несомненно украсит интерьер, подчёркивая общую гармониюплафонной живописи потолков, лепных гирлянд роскошных цветов, спускающихся по стенам комнат, непохожих одна на другую, и орнаменты паркетных полов из морёного дуба, ореха, клёна и самшита.

Через год музей сможет уже показать кое-что первым посетителям. Вы пройдёте мимо старинных конюшен, с округлыми фасадными стенами, за которыми разместятся экспозиции предметов прикладного народнго искусства Латвии. Потом осмотрите знаменитые ворота и по мощёному двору отправитесь напрямик к главному входу. Вы увидите в вестибюле одну из восстановленных парадных лестниц, поднимитесь на второй этаж. Здесь расположены шикарные залы, золотой и белый, соединённые галереей. Из белого зала вы попадёте в тупик — уютную комнатку с лепными консолями, на которых засверкает китайский фарфор. Его прислал в дар музею легендарный Эрмитаж. Государственный музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина дарит Рундале мебель 18 века, гравюры, картины, много других экспонатов.

Второе рождение дворца, спроектированного великим зодчим и построенного руками русских крестьян, ещё далеко не завершено. Предстоит много реставрационных работ в его восточном крыле. Но уже сейчас начинает вырисовываться первозданная тонкая красота второй большой каменной постройки архитектора, которую он начинал возводить в юности и к которой вернулся на закате своих дней.

«Советская Латвия»,

27 ноября 1979 года, Рига


PS. C этим дворцом связана тайна смерти зодчего. Известно, что он последние годы жизни провёл в Курляндии, у Бирона. Дата смерти Растрелли установлена примерно: февраль или апрель 1771 года, так как 29 апреля 1771 года последовал указ Екатерины II о назначении пенсии за тестя его зятю