Гагаузы в мире и мир гагаузов. Том 2 [Коллектив Авторов] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

достойную историю в прошлых веках и условия для
достойной жизни сегодня и в будущем.
Позвольте мне, дорогие соотечественники, гости и друзья, пользуясь
случаем, обратиться со страниц подготовленного для вас двухтомного изда6

ния, посвящённого 100-летию одного из выдающихся сынов гагаузской земли – Михаила Петровича Губоглу, с некоторыми размышлениями о прошлом
и будущем гагаузского народа.
В содержании моего Обращения к жителям Гагаузии сконцентрированы пожелания и мысли многих из Вас, с кем мы вместе обсуждали вопросы
сохранения и дальнейшего развития нашей автономии. Первым документом,
который мы вместе с Вами разрабатывали и принимали несколько лет тому
назад, а впоследствии все вместе реализовывали, была народная программа «Одиннадцать шагов навстречу людям». Внедряя эту программу, многие
разделы которой были успешно реализованы, мы убедились, насколько она
была реалистична и продумана. Однако в современном мире в условиях усиления кризисных процессов глобализации перед малочисленным гагаузским
народом стоит довольно сложная задача, как сохранить свой язык, культуру,
традиции и обычаи? Как не раствориться и не быть ассимилированными?
Как быть успешными и увеличиться в численности? Как создать условия для
гарантированного сохранения и развития нашего народа? Какие новые рубежи мы для себя определяем?

1. Становление нации
Гагаузскому народу пора со всей ясностью осознать, что силою самой
истории, а так же собственной воли к самоопределению, на рубеже XX и
XXI столетий происходят такие процессы, которые в корне изменяют наше
отношение и требования к самим себе и к окружающим нас народам. Мы
присутствуем и участвуем в эпохальном времени, когда один из последних
осколков великого тюркского суперэтноса на наших глазах de facto обретает
черты, присущие европейской цивилизованной нации, расставаясь навеки с
узкоклановым и провинциальным менталитетом.
Нам пора со всей ответственностью перед лицом наших пращуров и
наших потомков усвоить непререкаемую истину в том, что нация ничто без
национальной идеи. А сутью любой национальной идеи является обретение
национального достоинства и социальной значимости, достижение достойного места среди других народов.
Кто мы такие? чем мы интересны другим народам мира и Европы’, в
чем наша историческая миссия и какой исторический опыт и общекультурные и технологические ценности мы несем, а главное, должны привнести мировому сообществу? Какими скрытыми и особенными ресурсами развития
мы располагаем в непростые, кризисные времена? Решение каких проблем
выводит нас на новый системный уровень?
Гагаузы сохранили свою идентичность благодаря сохранению родного
языка и языка других народов, обычаям своих далеких этнических предков.
7

Гагаузы никогда не были крепостными и рабами. При становящихся невыносимыми условиях существования наш народ перемещался на новые места
обитания, сохраняя свои традиционные ценности и свою уникальную идентичность. Но однажды время общенародных миграций закончилось, и мы
навсегда обрели то жизненное пространство, которое мы обязаны защищать
и благоустраивать.
Свобода выбора пути в пространстве сменилась свободой выбора пути
во времени. Но время - это не только деньги, это и упущенные, либо не вполне реализованные возможности.
Гагаузский народ должен как можно скорее осознать новую геополитическую ситуацию, а также свою новую историческую миссию, слиться с
ритмами современной европейской истории, в создании которой ему должна
по праву принадлежать не роль отстающего и ведомого, но ведущего и опережающего. И для этого у нас есть все основания.
Гагаузский народ представляет собой уже не просто историческую
и географическую часть тюркоязычного мира, но вполне самоопределившуюся этнополитическую нацию, обладающую не только своей особой
исторической судьбой, своей особой национальной культурой и этническими предками, своими несомненным и неповторимым национальным
характером (без которого немыслима ни одна нация на земле), но и своей национальной территорией, своей особой формой государственности,
своей общепризнанной государственной атрибутикой и символикой –
флагом, гербом и гимном, государственными артефактами и ментифактами, т.е. легитимностью и законностью, особым внутригосударственным
и специфическим международным статусом. Вместе с обретением нового статуса меняется психология и уровень притязаний, миропонимание и
роль в истории.
Наш долг – выразить искреннюю благодарность и глубокое признание
молдавскому народу, лучшие представители которого в тяжелейшем для Молдовы 1994 году приняли судьбоносный Закон «Об особом правовом статусе
Гагаузии (Гагауз Ери)». Молдавский народ, сам находившийся в XX веке на
грани этнической ассимиляции и исчезновения, проявил высочайшее благородство по отношению к еще более малочисленному и