концепцию герметистов, «квинтэссенция» в центре креста из элементов (или же двойного креста элементов и качеств) изображена в виде розы с пятью лепестками, являющейся, таким образом, символом розенкрейцеров. Выражение «квинтэссенция» может также относится к «пятеричной природе эфира», которое должно пониматься не как пять различных «эфиров», как это себе вообразили некоторые наши современники (что находится в противоречии с недифференцированностыо первичного элемента), но как эфир, рассматриваемый сам по себе и как принцип четырех других элементов; такова, впрочем, и алхимическая интерпретация этой розы с пятью лепестками, о которой мы только что говорили.
(
обратно)
48
Эти «пять элементов» тоже располагаются в согласии с крестообразной фигурой, образованной двойной оппозицией воды и огня, дерева и метала, но центр здесь занят землей.
(
обратно)
49
Marcel Granet. La Pensee chinoise. P. 313.
(
обратно)
50
Само собою разумеется, что нельзя и помышлять никоим образом, предполагая хронологическую последовательность в осуществлении различных направлений, реализовать концепцию вроде идеальной статуи, которую представил Кондильяк в своем слишком известном «Трактате об ощущениях».
(
обратно)
51
Опубликовано в «Voile d'Isis», октябрь 1935.
(
обратно)
52
Dharma and Society (N. V. Service, The Hague; Luzac and Co., London). Большая часть книги касается более специально вопроса варн или каст, но это заслуживает быть предметом рассмотрения другой статьи.
(
обратно)
53
Хотя автор так говорит, общность корня со словом «форма» нам представляется мало правдоподобной, во всяком случае, не ясно, какие из этого можно извлечь следствия.
(
обратно)
54
Понятно также, что социальное приложение дхармы всегда переводится, если хотят воспользоваться современным языком, как «долг» или как «право»; драхма, свойственная существу, может выражаться, очевидно, только через то, что он должен делать сам, а не через то, что другие должны делать по отношению к нему, что, естественно, обнаруживает дхарму этих других существ.
(
обратно)
55
См. следующую главу.
(
обратно)
56
Опубликовано в «Voile d'Isis», ноябрь, 1935.
(
обратно)
57
См. главу «Индуистская теория пяти элементов».
(
обратно)
58
Опубликовано в «Etudes Traditionnelles», август-сентябрь, 1937.
(
обратно)
59
Это высказывание точно согласуется с изменениями, которые Рене Генон сам внес по вопросу о буддизме в 4-е издание «Общего введения в изучение индуистских учений» (1952). — Прим. перев.
(
обратно)
60
Опубликовано в «Etudes Traditionnelles», август-сентябрь, 1937.
(
обратно)
61
Опубликовано в «Etudes Traditinnelles», март, 1940.
(
обратно)
62
В английском языке до некоторой степени можно избежать двусмысленности, передавая «форму» схоластов через form, а «форму» в обычном смысле через shape; но во французском совершенно невозможно найти два слова, позволяющие произвести подобное различение.
(
обратно)
63
Брихадараньяка Упанишада, 111, 2, 12.
(
обратно)
64
Джайминья Упанишада Брахмана, 1, 35.
(
обратно)
65
Там же, 111, 9.
(
обратно)
66
Не в меньшей степени верно, что ангельская природа, как и все проявленное, необходимо заключает в себе смесь «действия» и «силы»; некоторые просто-напросто смешивают, как представляется, эти два термина с «формой» и «материей», которым они, действительно, соответствуют, но которые обычно имеют более ограниченное применение; и эти терминологические различия все же приводят к некоторым неясностям.
(
обратно)
67
Здесь вспоминается символизм пещеры у Платона.
(
обратно)
68
Об этом, а также и по поводу значительной части сказанного в этой статье, смотри: Ananda К. Coomaraswamy. The Part of Art in Indian Life, в сборнике, посвященном столетней годовщине Шри Рамакришны, The Culturral Heritage of India, Vol. Ill, pp. 485–513.
(
обратно)
69
См. Брихадараньяка Упанишада, 1, 4, 17.
(
обратно)
70
Однако следует добавить, что в некоторых случаях зрение и его орган тоже могут символизировать
Последние комментарии
2 часов 40 минут назад
4 часов 12 минут назад
8 часов 6 минут назад
8 часов 10 минут назад
13 часов 31 минут назад
2 дней 1 час назад