Литературный меридиан 51 (01) 2012 [Журнал «Литературный меридиан»] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

– это товар». То есть бочка навоза может
принести гораздо больше прибыли, чем что-то там
«разумное, доброе, вечное». С позиции финансиста
Кудрина – да, разумеется. Но в итоге мы проиграем окончательно. Ведь сейчас уже и свободное
книгопечатание сродни прорвавшимся канализационным трубам. Но не будем больше о «худой литературе», перейдем к качественной. А именно – к
роману и его современной модификации.
За последние лет десять по долгу службы литературного обозревателя одной из газет мне
пришлось «перелопатить», говоря современным
языком, груду книг, современных романов – в том
числе. Картина не слишком радужная. Выросший

   
на классических традиционных русских романах,
я вынужден с горечью констатировать, что эта
форма уходит в прошлое. Может быть, потому,
что изменился сам ритм жизни, ее смыслы, нравственные ценности. А более всего, изменилось
сознание массового читателя. Россия из самой
читающей и думающей страны в мире превратилась в самую жвачнопоглощающую. У читателя
выработалось, благодаря кино– и телепродукции
клиповое, «клипковое» сознание. Слово заменяет
видеоряд. А поскольку не только писатель влияет
на читателя, но существует и обратная связь, то
авторы стараются писать «клипово», словно соревнуясь в рекламных роликах.
Однако вот и отрадный факт, знаменующий возвращение русского романа в его классическом
виде – книга Сергея Самсонова «Проводник электричества» (да и предыдущее его произведение
– «Аномалия Камлаева»). И что удивительно, принятое критиками как левого, так и правого толка.
Потому что, наверное, и те и другие действительно просто истосковались по чему-то настоящему,
стоящему. Роман эпический, социально-психологический, прослеживающий историю страны за
полвека, историю семьи, льющийся неторопливо, с многоходовыми сюжетными линиями, с полифоническим звучанием. Написанный великолепным русским языком, без постмодернистских,
приевшихся всем изысков. Такие книги редко, но
появляются, словно пробиваясь сквозь бетонный
асфальт.
Или же роман самарских авторов Анны и Константина Смородиных «Ракушка». По оценке Капитолины Кокшенёвой: «Это целомудренное творчество, питающееся токами самой простецкой жизни,
скромной нашей русской природы, христианским
чувством, непроизвольной, но канонически-твердой ортодоксальной мыслью». К этому же ряду
можно отнести и роман Сенчина «Ёлтышевы», но о
нем сказано уже достаточно много и до меня. Непонятно только, почему кто-то из критиков отнес
это произведение к жанру «деревенской прозы».
Вовсе нет, это роман о сумерках жизни и ее безысходности, что тоже в традициях классической русской литературы.
Если же говорить о «деревенской прозе», то она,
пожалуй, действительно, умерла, как и сама русская деревня. Последним носителем в этом жанре является Владимир Пронский. Да еще, как ни
странно, Слава Гозиас с его «Деревенскими хрониками». И если бы я не знал, что этот человек вот
уже тридцать лет как живет в Хьюстоне, то считал
бы автора литератором из российской глубинки,
настолько хорошо и искренне он описывает крестьянский быт. Очевидно, ностальгия не дает спокойно уснуть. Россия не отпускает. Где бы ты от нее
ни прятался.

Литературный
меридиан

В советские времена существовал довольно популярный жанр «производственного романа», то
есть романов о профессии. Теперь он также почти
исчез. Нельзя же всерьез считать «производственными романами» гламурные книги об «офисном
планктоне» Сергея Минаева или иных менеджерных литераторов. Но я совершенно случайно наткнулся на книгу врача Александра Корчака «Не
лучший день хирурга Панкратова», и этот роман
произвел на меня сильное впечатление. Вот уж
действительно истинный «производственный роман» в самом лучшем смысле этого слова, где показана не только каждодневная работа врача-хирурга, но и глубокие личностные психологические
перипетии судьбы главного героя. Так что и этот
жанр еще таит в себе надежду на возрождение. Такие романы нужны, они несут еще и просветительскую функцию, кроме чисто литературной.
Исторических романов в последнее время появляется довольно много. Но в них, как правило,
задействованы политические взгляды авторов.
Попытки подогнать историю под своё мировоззрение. Оно и понятно: не имея сил изменить настоящее – меняешь прошлое. Как сказано у Шеллинга,
язык сам по себе есть хаос, из которого литература
должна построить тело для своих идей. К тому же,
вообще прошлое более властно над человеком,
чем настоящее. Человек всегда сын своей эпохи и
пасынок предыдущей. Как сказано у Мандельштама: «В жилах каждого столетия живет чужая, не его
кровь». Я бы отметил здесь романы Юрия Тёшкина
из серии «Тайны земли русской» – «От Схарии до Берии…», Андрея Воронцова-Оренбургского «След
Барса», другого Андрея Воронцова, московского,
краснодарца Владимира Кожевникова «Отцы и матери»