Литературный меридиан 63 (01) 2013 [Журнал «Литературный меридиан»] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

хочется обратить внимание на очевидное: вокруг «Литературного
меридиана» собрался коллектив авторов, читателей и критиков-единомышленников, единоверцев, людей, кому не безразлично будущее русской литературы, которая всегда, при любых общественно-политических формациях, оставалась великой. Что ещё нужно для уверенности в грядущем?
Каким бы сильным не был соблазн, мы не станем подводить ни первых, ни главных (ни иных прочих) итогов «по случаю юбилея» лишь по одной причине: наш
путь только начинается, а останавливаться на достигнутом и предаваться самолюбованию – в равной мере и глупо, и некрасиво.
Дорогие друзья! Приглашайте ваших знакомых литераторов и простых читателей оформить подписку на «Литературный меридиан», расскажите о нашем первом
юбилее в ваших городских и районных средствах массовой информации. С вашей
помощью мы сможем увеличить тираж и объём издания, улучшить полиграфическое исполнение.
С юбилеем, друзья! Здоровья вам и оригинального творчества.
С Богом!

Îòå÷åñòâî
Вадим КОЖИНОВ

Несколько соображений
о грядущем пути России
То, что я собираюсь высказать, вовсе не является моим личным «открытием». Главное было
сформулировано еще в 1991 году в докладе «Социальная и социально-политическая ситуация
в СССР. Состояние и прогноз», подготовленном
под руководством директора Института социально-политических исследований РАН академика
Г. Е. Осипова.
Один из основных выводов этого доклада заключался в утверждении необходимости осуществить «энергичное и последовательное возрождение естественных хозяйственных традиций,
отражающих глубинные национальные особенности страны… Насильственное внедрение в нашу
хозяйственную среду специфических западных
принципов жизни не даст ожидаемого результата. Человеческий архетип, сформированный
на протяжении тысячелетней истории, за несколько лет (добавлю от себя – и за несколько десятилетий. – В.К.) переделать невозможно.
Насильственное внедрение западных образцов
экономики будет способствовать еще большему углублению и обострению всех социальных,
политических и экономических проблем… неизбежно приведет страну к полномасштабной социальной катастрофе». И еще два очень важных
положения документа: «…особое значение в современных условиях приобретает… разъяснение
роли России как евроазийского государства»,
и «необходимо незамедлительное осуществление
жесткого государственного контроля над производством товаров первой необходимости и потребительским рынком».
Полностью присоединяясь к этим положениям, которые, увы, власти предержащие абсолютно проигнорировали, считаю немаловажным их
дополнительное более или менее конкретное
обоснование.
Для начала целесообразно отойти от непосредственного «предмета» обсуждения, то есть
России, и обратиться к проблеме так называемого «японского экономического чуда», что способно многое прояснить. Не нужно, по-видимому, доказывать, что японская экономика в целом
ряде аспектов сегодня превосходит остальной

мир и с количественной, и с качественной точек
зрения: она уже сравнительно давно по многим
параметрам «обогнала» экономику США (возможно, впрочем, возражение, что Япония имеет
мизерные в сравнении с США военные расходы,
и именно этим обусловлены ее уникальные экономические достижения: однако данное «преимущество» в сущности сводится на нет тем обстоятельством, что в Японии почти полностью
отсутствуют основные сырьевые и энергетические ресурсы, в то время как США обладают ими
в избытке).
В средствах массовой информации и в речах политических руководителей постоянно утверждается, что Япония совершила свое «чудо»
благодаря перестройке экономики (а также
и политики) по западному образцу, западной
модели. Но это не более, чем удобный для насаждающих его людей миф. Известнейший американский политолог японского происхождения, и – что необходимо оговорить – страстный
апологет как раз западного образа жизни Френсис Фукуяма писал все же в своем нашумевшем
сочинении «Конец истории?» (1989), что после
1945 года «победоносные Соединенные Штаты навязали Японии либеральную демократию.
Японцы, конечно, преобразовали почти до неузнаваемости западный капитализм и политический либерализм. Многие американцы теперь
понимают, что организация японской промышленности очень отличается от американской или
европейской, а фракционное маневрирование
внутри правящей либерально-демократической
партии с большим сомнением можно называть
демократией» («Вопросы философии». 1990,
N 3. С.141).
Это «диагноз» наблюдателя, который, в отличие от советских (или «бывших советских») идеологов знает и западный, и японский мир не понаслышке. И «причастность» Фукуямы и к Японии,
и к США побуждает согласиться с его решительным отграничением японской экономической
и политической системы от западной.
Японская экономика принципиально и