Литературный меридиан 64 (02) 2013 [Журнал «Литературный меридиан»] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

тиражу
книги. С Костылева – 250 т. р. по тиражу “Л.М.”».

# 2(64)–2013

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

и в орфографических словарях. Смотрим в Интернете (клик – «Сервис», клик – «Правописание»).
И тут нет. То есть, такого слова нет в русском языке. Есть – «погибший». Без выбора, без вариантов,
без обсуждений. Читаем: «подстать». Тоже – нет.
Есть «под стать». «Участности». Нет «участностей»!
«Участие» есть, «причастность», много ещё однокоренных, близких по смыслу. «Участностей» нет, хоть
плачь. Нет в русском языке слов «настишь», «обездушный», «изложусь»… Список легко продолжить.
Можно сказать: случайные ошибки, опечатки.
Это в рукописи случайные ошибки, у машинистки – опечатки. В книге это – безграмотность. Наравне с отдельными «как и…», с которыми, КАК Известно, «Лукоморье» и «Живое облако» всегда активно
боролись. Теоретически. На практике с «каками» всё
обстоит сложнее, но мы о них запинаться не будем – с простым делом ученики и учителя из «ЖО»,
при желании, разберутся сами. Впрочем, чтобы нас
не обвинили в навете, один пример приведём: «Обочина. И камень такой же, как и был».
А вот это – сравнение. Вам, как большому поэту,
конечно, известно – такой поэтический «строительный материал». «…старик стал, как быт малыша».
Что такое «быт малыша»? Каким образом старик может стать «бытом»? Хоть малыша, хоть не малыша…
Сравнение в исследуемых текстах радует глаз нечасто. Новизной, как правило, не блещет, а порой, как
видим, заставляет слегка почесать в затылке. Впрочем, исключения попадаются. Например, «холодная
рать». Догадались, что это? Снег! Разве непонятно?
Совсем немного – о рифмах. Тоже из первых, но не
последних примет поэзии. «Чего не сделаешь сегодня – завтра встанет непреодолимым, ускользающим
бугром. И потому-то обнадёживающий полдень
не будет где-то укрываться за бугром». «Кто утро
первым впустит – тот и счастье не пропустит».
Ну сколько уже говорилось про «ботинок-полуботинок», стыдно повторять! А это – посвежее:. «И
встану, может быть, на твёрдых костылях, и потащу Россию за авоську, а то, что сын и внук живут впотьмах – не эта в жизни главная загвоздка».
М-да… О художественных достоинствах сих строк
помолчим с грустью, а рифмы замечательные, скажем прямо, редкие, находки просто: «сегодня – полдень», «костылях – впотьмах», «за авоську – загвоздка». Как слух ласкает, слышите?
Следующие элементы стихотворения: строки
и строфы. Цитируем их строкой в подбор. Не только для экономии места, но и для наглядности. Запись
поэтического текста «в столбик» скрывает дефекты стиля и деформации смысла от слабо подготовленного или слишком доверчивого читателя. Один
из критериев добротности поэтического произведения – соответствие текста всем законам, которые
применимы и к прозе. То есть, стихи пишутся по правилам языка, в равной степени обязательным для
любых литературных жанров. Читаем. «Но на дедадедушку не сетуй, он пожил в немыслимой поре,

5

Николай Морозов.
и возникнет, замурлычил лето даже в заметельном
январе!» Тут – целый букет творческих находок автора. От согласования окончаний и более чем сомнительного неологизма до трудно улавливаемого здоровым умом смысла. Читаем. «Почётный житель
города. Попробуйте узнать. Усы вокруг да бороды.
Все, как один, подстать. Почётные в участности?
Я с ними не знаком. У каждой в жизни ясности есть
время для подков». Извините, лично я здесь мало чего
понял. И то – с большим трудом. От одной только «жизни ясности», у которой «есть время для подков», голову сносит. А это – про апрель: «…весенним наградам он вечно в долгу». Нравится? Ничего,
что не очень по-русски? Ладно, пойдём дальше. «Мне
настроиться бы хоть на миг. Глянул в зеркало. Жив
там… старик с бородой и усами на низ. И… настрой
мой на нитке повис». А что, картинка живая, яркая,
почти цветная, простим эти «усы на низ» – не самое,
действительно, неожиданное на страницах великих
книг. «Я на собачку утром очень не ворчу, когда сбежавший ночью тапочек ищу» оставим без комментариев. И это комментировать не будем: «Февраль
не превзошёл на птичью милость». И это: «И… закачались берёзы в том далёком уголке, где возникают
морозы, шествуя к нам налегке. Жалко, мне всё-таки
жалко, что каждый минуса жест будет ко мне, как
скакалка. Прыгнет. И скромно присест». Что комментировать, когда «минуса жест» «прыгнет», «как
скакалка», и хотя и «скромно», но, судя по сюжету,
окончательно и бесповоротно «присест»? Тем более
если «…Путиным и всяким Жириновским не будет
до моей тропы резон дотронуться, хоть ловко иль
не ловко. Они живут совсем с других сторон!» К тому
же: «Вблизи виднее друг ты или так лишь. Стараешься отринуться и всплыть. Кто упадёт сегодня
утром настишь? А кто сумеет через бури плыть?»
Очевидно, лирическому герою через бури плыть
удаётся, поскольку: «Пополам сегодня разделил зиму,
что на преисподней в этот день пойму. Я не половину
зимней кутерьмы