Архитектура Южной Испании Эпохи Барокко [Надежда Сим] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

направления в развитии
барочного стиля Восточной Андалусии 141
Художественная программа
Госпиталя де ла Каридад в Севилье и Картезианского
монастыря в Херес де ла Фронтера в контексте развития
«живописного» стиля Западной Андалусии 159

РА С Ц В Е Т

А Н Д А Л У ЗСКОГ О БА РОК КО

Н А РУ БЕ Ж Е

X V I I–X V I I I

ВЕКОВ

Леонардо де Фигероа
и формирование стиля барокко «севильяно» 185
Творческий метод Франсиско Уртадо де Изкиердо
и Хосе де Бада в формировании стиля барокко
«гранадино» 197
Многообразие в единстве и единство многообразия
архитектурного декора 214
ЗА К ЛЮЧЕНИЕ
Проблема стиля и логика южно-испанского
барокко 231
Две линии развития архитектуры Андалусии 242

ПРИ ЛОЖ ЕН И Я

251

П Р И М Е Ч А Н И Я 359
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я 381
СПИСОК

И Л Л Ю С Т РА Ц И Й

400

Предисловие
В последнее время культура и искусство Испании привлекают все
большее внимание отечественных исследователей. Возможно, это
связано с большей доступностью в изучении архитектуры и искусства этой страны, а возможно, что на наш взгляд имеет более веские побудительные причины, искусство и архитектура Испании, обладая
ярко выраженным национальным своеобразием, дают возможность
понять происхождение специфически национальных форм и их вариативность внутри большого общеевропейского стиля, каким был
стиль барокко, форм, возникших в результате взаимодействия разных культур внутри одной школы.
В этой связи наиболее показательно развитие барокко на почве Южной Испании, в частности в Андалусии. Взаимодействие разных традиций – привнесенных извне «итальянизмов» и местных
традиций стиля «мудехар», активное переосмысление восточных
орнаментальных форм в начале восемнадцатого столетия как своеобразный вариант «арабизации» барокко, использование языка классического барокко и его композиционных приемов приводят в итоге
к стилевой оригинальности архитектуры зрелого андалузского барокко. Не случайно процесс формирования стиля и его региональных особенностей в разных национальных школах относится к числу наиболее обсуждаемых в истории архитектуры проблем. В связи
с этим выбор темы отражает современное состояние научной мысли,
а для нашей истории искусства, в которой практически нет скольконибудь последовательного анализа проблем стилеобразования в барочной архитектуре Южной Испании, заявленная тема относится к
числу наиболее приоритетных в области изучения провинциальных
вариантов общеевропейского стиля барокко, часто не поддающихся
однозначному определению.
В процессе работы Надежда Михайловна Сим изучила весьма обширный объем научной литературы, включая национальную;
неоднократно бывая в Испании, она внимательнейшим образом по9

10
знакомилась с архитектурными памятниками андалузского барокко
в таких главных центрах региона, как Гранада и Севилья, что стало
основанием для ее исследовательской работы. На наш взгляд, ей удалось не только собрать и изучить большой материал, но и найти адекватный способ анализа сложных процессов формирования, эволюции и расцвета стиля андалузского барокко.
Поставив во главу угла анализ стилеобразующих факторов в
архитектуре двух региональных центров – Гранады и Севильи, автор
сумела показать разные пути развития и разные основания для формирования специфического архитектурного языка этих двух ведущих центров. Она приложила немалые усилия для систематизации
огромного и многоликого материала, стремясь к максимальной терминологической точности формальных характеристик, что довольно сложно, когда имеешь дело не с классическими вариантами большого стиля, а его периферийными модификациями.
Дажина Вера Дмитриевна
доктор искусствоведения, профессор кафедры
всеобщей истории искусства
исторического факультета
Московского государственного университета
имени М.В.Ломоносова.

Введение
Наука – первая ступень на пути
разрешения проблемы человека;
мораль – вторая ступень.
Искусство – это попытка добраться
до самого сокровенного, тайного.
Хосе Ортега – и – Гассет1

На юге Испании к концу XVI века сложилось два культурных центра:
Гранада и Севилья. Распределение зон влияния этих городов во многом зависило от территориального и юридического устройства области, которая сегодня называется Андалусия, в то время бывшая всего
лишь географическим образованием. До 1833 года, когда окончательно сложилось территориальное деление Испании, отменявшее разделение по королевствам, юг Кастильской короны образовывали королевства Андалусии. Под этим общим определением были известны
четыре древних королевства, расположенные на юге от Сьерра Морена, которые, следуя порядку их захвата, получили названия: Королевство Кордовы (1236), королевство Хаэна (1246), королевство Севильи
(1248) и королевство Гранады мусульманской – (1236), католических
королей – (1442)2. Наиболее ярко