Крученых против Есенина [Алексей Елисеевич Крученых] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

самоутверждению и к самоуничтожению. Та стихия, которая владела Есениным, организации не поддалась – и привела поэта к самоуничтожению.

Есенин пришел в жизнь рязанским деревенским парнем со всей широтой его размаха, со всем его диким буйством и с полной возможностью погибнуть в чуждой среде и в чуждых условиях жизни. А в чуждые условия жизни Есенин попал в тот день, когда он бросил рязанскую деревню и приехал в большой город да еще в патриотические объятия. С этого дни его стихи отмечены тоской по родным полевым просторам:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных
…Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
Но вернуться в духовитые дубровы уже нельзя. Раз вдохнул городской воздух и отравлен им. Мы, конечно, не хотим сказать, что всякий город – всякому человеку гибель. Наоборот – и это так ясно – всякому, принявшему до конца городскую культуру Советских центров – в этой революционной городской культуре – жизнь новая и плодотворнейшая. Но в Есенине слишком сильна была крестьянская стихия, да еще с загулом и «воздыханием», городская организованность была ему не впору; и он в городе находил самое неорганизованное – богему, он обратился в деклассированного интеллигента. Есенин страстно хотел жить в Руси Советской, но это было не по нем; как бы вне зависимости от его воли он попал в Москву кабацкую – в безобразную ширь скандала, о которой говорят многие его строки:

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор,
Если не был бы я поэтом,
То наверно был мошенник и вор…
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом…
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт…
…И я сам, опустясь головой,
Заливаю глаза вином…
…И известность моя не хуже,
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань…
Так, попав в город, Есенин не сумел и не мог взять от него лучшее. Он взял от него худшее – кабак, богему, – и это – одна из причин его гибели. Воспоминание о родной деревне некоторое время еще поддерживало его. Но это продолжалось недолго. В конце концов он сознает, что возвращение к хатам для него невозможно. Он попробовал было все-таки вернуться, но в родных местах он стал чужим:

…Здесь некому мне шляпой поклониться…
Моя поэзия здесь больше не нужна
Да и пожалуй сам я тоже здесь не нужен.
И вот – родные края навеки покинуты:

…Цветы мне говорят – прощай!
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.
Ну, что ж, любимые, ну что ж!
Я видел вас и видел землю
И эту гробовую дрожь,
Как ласку новую приемлю.
Да, к последней гробовой дрожи привела Есенина разлука с деревней и неприятие города.

И не только это одно. В наше время и поэту и читателю определяюще важно отношение поэта к революции. Что же? Есенин в прежней своей лирике жил среди мистических образов:

…Хаты – в ризах образа…
…Схимник-ветер…
…Синий плат небес…
…с златной тучки глядит Саваоф…
… трерядница (икона триптих)…
… преображение…
Эти стихи печатались, да и писались тоже, уже после Октябрьской революции. Но писавши их и печатавши, Есенин все-таки чувствовал, что не такие слова сейчас нужны, что в новой России, в Руси Советской, поэт не может быть таким, каким он был в дореволюционные времена, и воспевать райские двери да «радуницы божьи». Есенин пытается писать на революционные темы. Но не приходится скрывать того, что у Есенина всегда выходило – чем революционнее, тем слабее. Стихи, например, о Ленине, прямо вызывают недоуменье: полно, Есенин ли это?

И вся революция не впору Есенину, не по нем.

Как изо всей городской культуры он избрал путаницу и разгул, так и изо всей революции он увидел и принял только стихийное буйство, т.-е. опять-таки в известной степени путаницу и разгул.

В Есенинских стихах о революции она предстает не как строительство, а как разгулявшаяся стихия. И Есенин сознает, что она на самом деле не такова. Есенин сознает, что он отдать революции свое творчество не может:

Отдам всю душу Октябрю и Маю,
Но только лиры милой не отдам.
Он чутко знает, что, как бы он ни хотел итти по пути революции – его путь иной:

Цветите, юные, и здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я уйду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
И вот он, не сумев пойти по пути революционного строительства – ушел один «к неведомым пределам» – в небытие, в смерть. (Штамп слов – штамп поступков. Не было творчества в