Несколько строк о Зигмунде Фрейде [Сергей Васильевич Язев – Кондулуков] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

фрейдизма мы наблюдаем во всей духовной жизни общества, начиная с конца XIX века, и по сей день.

В противовес человеку духовному философы и писатели анализируют человека сексуального: Ницше, Шопенгауэр, Фрейд этот список можно продолжить

С экранов нам демонстрируют человека по Фрейду наглого, сильного, сексуального.

На знамени духовной культуры века нынешнего начертано только одно слово sex.

Антитезой человеку духовному стал фрейдовский сексуальный человек

Его учение о libido оказало такое же влияние на просвещённые умы XIX столетия, как оказало в свое время на них гелеоцентрическое учение Коперника.

Революция начатая в умах человечества Зигмундом Фрейдом продолжается и по сей день.

Но всесилен ли Фрейд? Можно ли его учение, рождённое при исследовании больной души, души слабой, предрасположенной к неврозам, распространять и на социальные сферы нашей жизни, окутывая плотным покрывалом пансексуализма буквально все проявления человеческой жизни.

Нет, мы совсем не собираемся, подобно новым Геростратам, поджигать величественный храм Фрейдовской славы. Мы лишь только войдём в него и внимательно осмотрим его стены.

Своё учение о психоанализе Фрейд, как известно, начал с лечения неврозов, с исследования причин их обусловливающих. Вот к неврозам мы и обратимся.

Можно было бы обратиться к самим лекциям Фрейда, где он с удивительным мастерством литератора рассказывает о длинном и тернистом пути своего учения.

Но предоставим слово другому литератору, а именно, Стефану Цвейгу страстному поклоннику и популяризатору Фрейдовского таланта.

"Этот толчок получается, — пишет он, рассказывая нам об истоках психоанализа, — в результате личного дружеского общения с более старшим товарищем, доктором Йозефом Брейером, с которым Фрейд встречался и раньше, в лаборатории Брюкке. Брейер, чрезвычайно занятый работой домашний врач, весьма деятельный и в научной области, без определённой, однако, творческой установки, ещё раньше, до парижской поездки Фрейда, сообщал ему об одном случае истерии у молодой девушки, при котором он достиг удачного результата совершенно особенным образом. У этой молодой девушки были налицо все обычные, зарегистрированные наукой явления истерии, этой наиболее выразительной из всех нервных болезней, то есть параличные состояния, извращение психики, задержки и помрачения сознания. И вот Брейер подметил, что молодая девушка чувствовала облегчение всякий раз, когда имела возможность порассказать о себе то или другое. Врач, человек неглупый, терпеливо слушал всё, что говорит больная, так как убедился, что всякий раз, когда она изливала свою фантазию, наступало временное улучшение. Но среди всех этих отрывочных, лишённой внутренней связи признаний Брейер чувствовал, что больная искусно обходит молчанием наиболее существенное, решающее в деле возникновения, её истерии. Он заметил, что пациентка знает о себе кое-что такое, чего она отнюдь не желает знать, и что она по этой причине в себе подавляет.

Для того чтобы очистить путь к предшествующему её переживанию, Брейер решает подвергнуть девушку систематическому гипнозу. Он надеется, что вне контроля воли будут устранены все задержки, препятствующие конечному установлению имевшего места факта (спрашивается, какое слово вместо слова "задержки" применили бы мы, если бы психоанализ его не изобрёл). И в самом деле, попытка его увенчивается успехом; в гипнотическом состоянии, когда чувство стыдливости как бы парализуется, девушка свободно признаётся в том, что она столь упорно замалчивала до сих пор перед лицом врача и что скрывала, прежде всего, от самой себя, а именно что у постели больного отца она испытала известного рода ощущения и потом их подавила. Эти оттеснённые по соображениям благопристойности чувства нашли себе или вернее изобрели для себя в качестве отвлечения определённые болезненные симптомы. Ибо всякий раз, когда в состоянии гипноза девушка признаётся в этих своих чувствах, сразу же исчезает их суррогат — симптомы истерии. И вот Брейер систематически продолжает лечение в намеченном направлении. И поскольку он вносит ясность в самосознание больной, истерические явления ослабевают — они становятся ненужными. Спустя несколько месяцев, пациентку можно отпустить домой как излечившуюся до конца и совершенно здоровую" [2].

Итак, благодаря замечательному эссе Стефана Цвейга, мы узнали на фоне чего или следствием чего является истерия, она, согласно теории Зигмунда Фрейда, является следствием подавления больным "известного рода ощущений".

Тогда психическая энергия, движителем которой является тёмное неистовое libido, перераспределяется, и, уже пробив себе новое русло, изливается в своей новой форме — в форме истерии или невроза.

Или, отбросив ложное ханжество, мы можем заявить, что, согласно учению Зигмунда Фрейда, истерия — это здоровый половой инстинкт, нашедший себе проявление в нездоровом выходе.

Оставим в стороне ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ