О человеческой жизни [Ричард Стиль] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

думать о себе, как смертном. Он представляет себе, что в минуту своего рождения вступил в вечное бытие; краткой же эпохи смерти он не хочет признать перерывом жизни, поелику сие время не равняется продолжительностью и половине обыкновенного его сна. Таким образом его существование есть только единообразное и согласное с самим собою последование приятных развлечений и умеренных забот, без страха и надежды относительно будущего. Здоровье для него больше, нежели удовольствие для кого нибудь другого, а болезнь меньше на него действует, нежели небольшое расстройство в здоровье на других.

Я должен признаться, что если не взирать на жизнь сим образом, то никто, кроме совершенных глупцов, не может проводить оной хотя сколько нибудь с терпением. Возьмите какую нибудь даму лучшего тона1, нежного сложения, и вы заметите в ней, с самого того часа, когда она встает, какую-то усталость от всего, что вокруг нее происходит. Я знаю многих, которые от излишней нежности живут как бы полумертвые. Им тошно от странных и страшных людей, которых они всюду встречают; один так неловок, другой так неприятен, что дышать одним с ними воздухом кажется наказанием. Это, как вы видите, столь истинно, что большая часть учтивостей и хорошего обращения относится между дамами к их нездоровью; и я готов биться об заклад, что если бы у нас составлялись еженедельные списки больным женщинам, подобно как по приходам составляются списки умершим, то вы не нашли бы ни в одном недельном отчете одной из тридцати, которая бы не была или совсем больна, или не очень здорова, или немного только получше прежнего и так далее.

Нет сомнения, что для наслаждения жизнью и здоровьем, как всегдашним пиром, мы не должны почитать удовольствия необходимым; но необходимо для сего достигнуть, если возможно, постоянной равности духа. Столь же низко быть вне себя от радости при счастливых случаях, как и унывать в бедственных обстоятельствах. Смех в одном случае и плачь в другом равно показывают недостаток мужества. Мы не должны так располагать душ наших, чтобы ожидать восхищения при всяком случае; но должно уметь сохранять наслаждение неприкосновенным страданию. Честолюбие, зависть, беспорядочные желания, или неприличная веселость, так овладеют нашими душами, что мы не в состоянии будем сохранять себя в той сердечной трезвости, которая превосходит все удовольствия и которую гораздо лучше можно чувствовать, нежели описать. Но самый прямой путь, думаю я, к подлинному наслаждению жизнью, есть путь, чтобы, простирая взор свой к другой жизни, весьма мало уважать сию. Один великий писатель нашего времени превосходно объяснил сие, когда, с философическим сожалением к человеческой жизни, говорил об оной следующим образом:

„Что есть сия жизнь, как не круговращение мелких, ничего не значащих действий? Мы ложимся и опять встаем, одеваемся и раздеваемся, едим и опять становимся голодны, работаем, или играем; устаем, и тогда опять ложимся, а потом снова начинается тоже. Мы проводим день в пустяках, а когда придет ночь, мы бросаемся на ложе, где безумствуем посреди сновидений, прерывчатых мыслей и диких мечтаний. Разум наш спит подле нас, и мы на то время бываем точно такими же скотами, как те, которые спят в стойлах, или в поле. Разве способности человека не выше всего этого? И не ужели его стремление и ожидание не должны иметь бо́льших сего предметов? Отважимся поискать другого мира; это по крайней мере риск прекрасный и благородный, а в сем мире нет ничего достойного наших помышлений, или возбуждения страстей наших. Если бы мы (чего быть не может) и обманулись в своей надежде, то нам все не будет хуже, чем прочим, подобным нам смертным; если же ожидания наши совершатся, то вечное блаженство часть наша.“

1

Здесь надобно припомнить себе, что это говорит автор об Англичанках своего времени.

(обратно)