Исторические портреты (Петр I, Иоанн Грозный, В.И. Ленин) [Евгений Дмитриевич Елизаров] (fb2) читать постранично, страница - 84


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

воздействием ленинской агитации он был бы просто сметен с политической сцены. Оппоненты же Ленина были политиками самого высокого уровня (уж этого от них не отнимешь), а значит они не могли не предвидеть такой оборот событий. Для реального же политика вынужденная уступка всегда предпочтительней политической смерти и уж тем более политического линчевания теми, кто только что кричал им осанну.

Образно говоря, большинство Центрального Комитета не могло не ощущать себя между всесокрушающим молотом ленинского экстремизма и массивной наковальней готовых ко всему «матросов»…

В интеллигентской партии кадетов, в партии, социальную базу которой составляли приверженные культуре слои населения (а это всегда большинство нации, ибо культуре привержены не только интеллигенты) Лени не смог бы занять сколько-нибудь видного места. Возглавить же движение большевизма мог, вероятно, только такой человек, как Ленин…

Остальное едва ли требует доказательств. Не победи партия большевиков тогда, в семнадцатом, сегодня вряд ли кто, кроме специалистов-историков знал бы о Ленине. Так, не возникни кризис в Персидском заливе, мало кто сегодня знал бы о существовании Саддама Хусейна. А между тем у себя, в Ираке, он обожествляется всеми средствами государственной пропаганды ничуть не менее, чем любой из большевистских вождей.

Только победа такого движения, как большевизм, открывала возможность канонизации вождей. Впрочем, даже не возможность, а прямую необходимость: «свято место пусто не бывает», и отринувший национальное духовное достояние большевизм, придя к власти, вынужден был создавать свою культуру, видное место в которой должен был занять культ партии, а следовательно, и ее генералитета, ее, говоря словами Троцкого «секретарской иерархии».

Но тема «большевизм и культура» требует специального рассмотрения…

Примечания

1

Пер. А.А. Алексеева. 1986 г.

(обратно)

2

Екклезиаст. 3, 1-8

(обратно)

3

Матфей. 5, 27-28

(обратно)

4

Жак Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада.

(обратно)

5

Иван Грозный. Царево государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников – князя Андрея Курбского со товарищи.

(обратно)

6

Там же

(обратно)

7

Иван Грозный. Царево государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников – князя Андрея Курбского со товарищи.

(обратно)

8

Полное собрание русских летописей. Спб. 1906, Т. XIII

(обратно)

9

Примечание: Утверждение, по-видимому, спорное. Жизнь показала, что “государственник” Сталин как стратег был на голову выше Ленина. Чего стоит одно только колдовское заклинание о “праве наций на самоопределение”, которое уже в 1918 году практически развалило Россию, и после ухода коммунистов вновь затопило ее волной национальной ненависти и розни. Само понимание того, что собиравшееся веками не имеет права быть разрушенным в одночасье, есть элемент культуры. И наоборот: отсутствие такого понимания – симптом недостатка культуры.

(обратно)

10

Н.А.Бердяев. “Истоки и смысл русского коммунизма”. М: “Наука”, 1990 г., с. 97

(обратно)

11

Цит. По Ленин. Сочинения. 2 изд. Партиздат ЦК ВКП(б) 1935, с 332.

(обратно)

12

Там же.

(обратно)

13

АН СССР, М. – Л. 1939 г.

(обратно)

14

Том 2, с. 495.

(обратно)

15

Там же, с. 496.

(обратно)

16

Клаузевиц “О войне” т. 2, Воениздат НКО, 1941 г., с. 28.

(обратно)

17

В.В.Шульгин “Дни. 1920” М.: 1989, с. 170.

(обратно)

18

Там же, с. 224—225.

(обратно)

19

Цит. по Ленин Сочинения. 2 изд., т.ХХI, с. 498.

(обратно)

20

Л.Д.Троцкий “К истории русской революции” Сб. М.: 1990, с. 359.

(обратно)

21

Слово. (В мире книг) 1989 г.? 11.

(обратно)

22

Н.А.Бердяев “Истоки и смысл русского коммунизма”, с. 89.

(обратно)

23

А.З.Манфред “Великая французская революция” М.: 1983, с. 314.

(обратно)

24

Там же, с. 328.

(обратно)

25

Там же, с. 349.

(обратно)